картинг

Что такое картинг

Картинг приобрёл большую популярность и как развлечение, и как вид спорта. Во многих городах появились картодромы, проводятся региональные и международные соревнования во всевозможных классах с пилотами всех возрастов. Теперь всё больше людей задаются вопросами о картинге: что это такое, как появился и как правильно кататься. Давайте разбираться.

Что это такое?

Картинг — это гонки на малолитражных гоночных автомобилях с маленькими колёсами, состоящих из рамы, сидения и двигателя. У картов отсутствует кузов, упругая подвеска и дифференциал. Картинг является одним из самых массовых направлений в автоспорте. Картинг можно разделить на два вида: спортивный и прокатный.

Спортивный картинг является основой для автогонок, так как именно с картинга большинство гонщиков начинают делать свои первые шаги в автоспорте. Это связано со многими факторами: картинг доступнее, чем, например, кольцевые гонки, карт проще в управлении, и только в картинге можно получить наиболее полное представление о поведении гоночного болида на трассе. Многие гонщики Формулы-1 начинали свою карьеру с картинга: Михаэль Шумахер, Себастьян Феттель, Айртон Сенна и другие. Существуют международные, национальные и любительские спортивные классы. Пол участников не имеет значения — все выступают на равных. Разделение есть только по возрастам.

картинг
Айртон Сенна на соревнованиях по картингу.

Прокатный картинг — это хорошее развлечение и вид активного отдыха. По цене он доступен практически любому, поэтому большинство знакомо именно с прокатным вариантом. Такие карты более безопасны, чем спортивные (в некоторых классах карт способен разогнаться до 260 км/ч). Ими проще управлять, так как эти машины не оснащены коробкой переключения передач. У них крепче рама и менее мощный двигатель. Сеансы такого картинга чаще всего рассчитаны на 10-15 минут. На прокат сдаётся машина только вместе с защитной экипировкой.

От тележки до миниавтомобиля

Картинг зародился в послевоенные годы как развлечение американских военных лётчиков. Между полётами они соревновались друг с другом на тележках для перевозки авиабомб на аэродромах. Вскоре кому-то из них пришла в голову идея установить на такую тележку мотор от газонокосилки. Постепенно такое времяпрепровождение переросло в увлечение. Начали изготавливать колёсные тележки с маломощным бензиновым двигателем. Так впервые на свет появился “cart” (что переводе с английского означает “тележка”). Со временем карты стали оснащать усиленной и тщательно просчитанной рамой, мощными двигателями, они стали не только быстрее и сложнее, но и дороже. Маленькие автомобильчики всё больше завоёвывали популярность, ими увлекались не только взрослые, но и дети. В 1956 году, бывший лётчик Арт Ингельс (Art Ingels), также известный как “отец картинга”, работая в компании производящей гоночные машины, создал первый карт схожий с современным. В последующем была создана первая компания, строящая карты, тогда же были приняты и правила гонок на картах. Постепенно производство картов было поставлено на промышленный поток. Начали создаваться школы картинга. А ещё немногим позже эти машинки появились в Европе.

Гонки на картах в штате Иллинойс, 1962 год. Фото: Victor Grigas.
Гонки на картах в штате Иллинойс, 1962 год. Фото: Victor Grigas.

Картинг официально был признан видом спорта в мае 1960 года. В 1962 году появилась Международная комиссия по картингу, а в 1964 состоялся первый мировой чемпионат. На него допускались карты с объемом двигателя 100 кубических сантиметров.

картинг
Гонки на улицах Берлина в 1963 году. Фото: Deutsches Bundesarchiv.

Первое время в нашей стране карты собирались в гараже из подручных материалов — труб и двигателей от газонокосилок — как и на заре картинга на аэродромах за океаном. Сложнее всего было подыскать колёса, но и эту задачу мастера решали. В ход шли колёса от мотороллеров и вертолётов. Шлемов детских размеров не было, их делали самостоятельно из стеклоткани и эпоксидной смолы.

Советский картинг зародился в 1961 году. Примечательно, что первой трассой для публичного заезда послужила не асфальтовая площадка, а лёд на Центральном Стадионе Москвы. Две машины, представшие перед зрителями в перерыве между заездами мотогонщиков, были построены несколькими энтузиастами под руководством Юрия Мелихова. Первое знакомство с картингом вызвало оживление на трибунах — картинг пришёлся по душе зрителям. В 1962 году 80 картингистов со всей страны собрались на первые всесоюзные соревнования в Риге. Спортсмены выступали в двух классах картов с рабочим объёмом двигателя до 125 и до 175 кубических сантиметров. В 1966 году начался выпуск первого серийного карта.

Позже сформировались национальные классы. В них используются двигатели отечественного производства. Однако сегодня большинство пилотов по спортивным и финансовым соображениям выбирает международные классы. Гонки в национальных классах в основном проходят на региональных соревнованиях.

картинг
Этап чемпионата России по картингу в классе KZ2, 2019. Фото: Dmitry Racer.

Кроме того, в России существует так называемый «зимний картинг». Соревнования в этом виде спорта проходят на снежно-ледяном покрытии. Используются специальные шины как с шипами, так и без. Шасси, в зависимости от класса, оборудуются двигателями от 50 до 250 кубических сантиметров.

7 правил как управлять картингом

  1. Правильное положение рук

В отличие от автомобиля, у карта очень чувствительное управление, поэтому всегда держите руки на руле в положении на 3 и на 9 часов. Так как у прокатных картов нет коробки переключения передач, не отпускайте руль ни на мгновение. Это позволит не только лучше контролировать карт, но и гораздо быстрее реагировать на заносы.

  1. Смотреть вперёд, а не перед собой

Первая поездка на карте может привести к сенсорной перегрузке. Пилот в карте находится очень близко к земле, поэтому всё кажется в два раза быстрее. При этом неопытные гонщики зачастую усиливают этот эффект, когда смотрят только на малый участок трассы прямо перед картом. Однако, если смотреть немного дальше перед собой, будет казаться, что всё происходит немного медленнее, поскольку у мозга будет больше времени для анализа происходящего. Как правило, рекомендуется всегда смотреть на шаг дальше своей текущей позиции. Поэтому, при торможении лучше смотреть на внутреннюю границу поворота (апекс), в апексе — на выход, а на выходе – на следующий поворот. Эта рекомендация может показаться несущественной, но она значительно упростит вождение.

картинг
  1. Опытные знают лучше

Трасса — пугающее место для новичков, а опытные гонщики, пролетающие мимо на максимальной скорости, только усугубляют эти ощущения. Прежде всего нужно помнить, что они занимаются картингом гораздо дольше. Пока просто игнорируйте более быстрые карты, проносящиеся мимо. Гораздо безопаснее сосредоточиться на собственном вождении и дать им возможность самим найти способ объехать вас. Если вы будете думать о своём вождении, рулить ровно и не “шарахаться” от окружающих, то ваше поведение будет более предсказуемым и вас будет проще объехать. Кроме того, вы сможете проанализировать, где теряете время в сравнении с более быстрыми гонщиками, и гораздо быстрее сможете улучшить собственное вождение.

  1. Меньше агрессивности

Точность в картинге — ключ к скорости, а плавность значительно упрощает прохождение трассы. Многие неопытные гонщики поворачивают руль слишком резко, в результате чего переднюю ось карта начинает сносить – эта ошибка известна, как недостаточная поворачиваемость, при этом кажется, будто карт хочет вырваться на прямую линию. В поворотах управляйте картом плавно и последовательно, тогда он будет послушным. Представьте, что у вас в карте стоит стакан с водой, которую нельзя расплескать. Посмотрите, как плавно профессионалы входят в повороты, именно к этому и надо стремиться!

  1. Правильное торможение

Как правило, у карта есть тормоза только на задних колесах, то есть тормозить, как на обычном автомобиле не получится. Лучший способ торможения на карте: сначала надо резко нажать на тормоза, чтобы они практически заблокировались, затем, по мере приближения к апексу, постепенно и плавно отпускать их. Те, кто катался уже не один раз могут поискать информацию о торможении на дуге (трейлбрейкинг), чтобы выжать несколько дополнительных десятых секунды.

картинг
  1. Вовремя входить в поворот

Если вас сильно заносит на выходе из поворота или вам кажется, что вы теряете скорость на поворотах, постарайтесь чуть больше замедлить карт перед поворотом и заходить в него с поздним апексом. Если вам удалось правильно войти в поворот, вы сможете ускориться в апексе без широкого выхода.

  1. Используйте всю ширину трассы

Трасса обычно очерчена белыми и красными линиями или ограничена отбойниками. Можно и нужно использовать столько места на трассе, сколько необходимо, поэтому используйте каждый сантиметр трассы, чтобы ехать быстрее. Чем шире вы заходите в поворот, и чем точнее попадаете в апекс, тем проще сохранить скорость и ускориться на выходе из поворота.

Оставьте комментарий