Работы собеседников.

Граффити: лицом к лицу

Из архивного выпуска газеты «Город А» от 30 ноября 2009 года.

О чём мечтает художник, разрисовывая старые заброшенные здания, и какая разница между хулиганом с баллончиком краски и райтером?

Семидесятые годы двадцатого века. Чёрные кварталы Нью-Йорка, парень в забрызганных краской штанах и футболке, вокруг разрисованные баллончиком стены. Вот так начиналось движение граффити в мире…

Граффити(graffiti) имеет два направления. Первым появился бомбинг (bombing). Бомбинг — это искусство протеста, если сказать конкретнее, вандализм. Страх, что вас поймают, адреналин здесь главные двигатели. Обычно ставят тэги, флопы, может использоваться стикер или трафарет. Позже появился райтинг (writing). Райтинг — это искусство, когда рисуешь осмысленно. Рисуют и троу ап, и бабл, и вайлд, и дайм* (dime), и керак (cerak**), могут быть и красивые трафареты. Очень часто райтеры объединяются в группу и рисуют одну большую работу — это называется продакшн. Однако перед рисованием куска непосредственно на стене сначала рисуют скетчи на бумаге.

* 3D стиль. В 2024-ом некоторое из перечисленного звучит забавно. Daim — это псевдоним художника, известного своими работами в стиле 3D.
** Character. «Керак» — неверное прочтение английского слова «персонаж».

Газета «Город А». 2009 год.

Словарь

Райтер (writer) — уличный художник, создающий разные формы шрифтовых композиций.
Тэг (tag) — подпись под рисунком, иногда пишется просто так, например, во время бомбинга. Можно сказать, лицо райтера.
Флоп (flop) — это быстро сделанный рисунок, обычно рисуется в стиле бабл, его качество не в приоритете.
Стикер (sticker) — наклейка.
Троу ап (throw up) — рисунок, относящийся к райтингу, тоже рисуется в стиле бабл, но высок по качеству.
Бабл (bubble) — стиль, в котором буквы имеют округлую форму, рисуются как пузыри.
Вайлд (wild) — стиль, в котором буквы имеют краеугольную форму и тесно переплетаются друг с другом.
3D — стиль, в котором буквы рисуются в объеме.
Персонаж (character) — рисунок в “обычном” понимании, чаще всего какой-либо персонаж.
Кусок (piece) — техничный рисунок райтера, чаще всего многоцветный.
Скетч (sketch) — эскиз на бумаге.
Продакшн (production) — это когда несколько райтеров объединяются в группу и рисуют одну большую работу.
Байт (bite) — плагиат.
Той (toy) — полный ноль в граффити. В русскоязычной среде используется термин «чикарь».

Tez, Roll, Stane

А как начинали альметьевские райтеры? Чтобы узнать это, я устроил встречу с ними. Пришли: Никита (Tez), Роман (Roll) и Артём (Stane).

Ваш возраст?
Никита: В среднем от пятнадцати до семнадцати.
Как произошло знакомство с этой культурой?
Никита: Вообще, в то время, когда я начинал этим заниматься, не было открытых источников информации…
Артём: Через Никиту. Просто видел как это все делают, потом тоже захотел попробовать.
Роман: Мы просто пошли, купили краску и начали на стенах рисовать.
Никита: Вообще, это все вышло так спонтанно, никаких специальных задумок не было как пойти рисовать, подготовленного эскиза не было. А Артём тогда этим вообще не занимался.
Роман: Никита только занимался этим.
Никита: А Ролл чуть-чуть позже начал.
И сколько лет вы этим занимаетесь?
Никита: Серьёзно около двух лет. А так около четырёх лет, если считать время пребывания чикарём.
Роман: В общем, года два, а серьёзно только год.
Артём: Я, вообще, только два года, а серьёзно только летом рисовал.
Что вы считаете в райтинге самым главным?
Роман: Шрифт, идею, аккуратность исполнения.
Никита: В самую первую очередь задумку и аккуратность. Главное — донести до человека то, что думаешь, что происходит в твоей голове. Твоё эмоциональное состояние.
Артём: Я считаю, что самое главное — задумка, качество, выдержка стиля, шрифт.
У вас были случаи, что вас ловили?
Роман: Был такой каверзный случай…
Артём: Меня один раз забрали в УВД, хоть там было очень много народа, забрали именно меня.
А почему именно тебя?
Артём: Потому что я был с краской. Нет, там многие были с краской, просто я один рисовал.
И что из этого вышло?
Артём: Меня отпустили из УВД.
Значит, повезло ?
Артём: Повезло.
Роман: Ну, да, были случаи. Однажды утром, часов в шесть, мы пошли рисовать. В это время приезжает милиция и забирает нас. В итоге нас поставили на учёт.
Никита: Я думаю, что это был первый и последний случай, потому что нелегальное рисование вышло из моды. Чувствовать себя в наручниках не очень приятно.
Как вы считаете, есть ли в граффити философия?
Никита: Да. Почему ты это делаешь, с какой целью. Для некоторых это способ самовыражения. Это возможность сказать людям, что я существую, что я есть. Это лучший способ выделиться из толпы.
Роман: Вот ты говоришь, что хочешь заявить о себе. А появиться еще один человек и начнёт стены пачкать.
Никита: Но надо быть талантливым в рисовании. Я высказал свою точку зрения.
Роман: Я согласен с тобой, но не с этим человеком.
Никита: Я так самовыражаюсь, потому что это у меня более-менее получается. Это наиболее эффективный способ заявить своему городу, своему народу, что я есть. Я преследую цель, чтобы не было унылых серых стен, не исписанных никакой пошлятиной. Многие из-за пошлятины нас и не любят, потому что думают, что это мы.
А если людям нравятся серые стены?
Роман: В наше время таких мало уже.
Вы говорили про нелегальное рисование. А чем отличается такое рисование от легального?
Никита: Когда рисуешь нелегально, все мысли не о работе, а о том, что надо будет бежать. Постоянно оглядываешься, концентрируешься не на работе, а на том, что вокруг тебя происходит.
Роман: Легальные заказы — это сам рисунок, который тебе нравится, не нравится — тебе в любом случае приходится переносить его на стену. Нужно писать разборчиво, чтобы донести до людей, что это за фирма.
Как к вам приходит муза?
Артём: Просто сижу дома, начинаю рисовать то, что вижу. Спонтанно, по настроению. Главное, чтобы не было мусора в голове. С хорошей музыкой.
Как вы считаете, ваше увлечение граффити надолго?
Никита: Не могу сказать. Всё зависит от возрастных стереотипов. Если я останусь таким же, как сейчас, то это будет продолжаться. Но если внезапно пропадет фантазия, то я не знаю что можно сделать.
Артём: Думаю, что можно заново начать.
Никита: Заново начать с троу апа?
Артём: С троу апа.
Никита: Возвращение к истокам — это тоже вариант, но если ты сначала рисовал дайм, а потом перейдешь на троу ап, как на это отреагирует общество?
Никнейм сменить?
Никита: Всё равно вернёшься к тому же никнейму, который у тебя был в начале, потому что уже привык к нему.
Роман: Это уже аксиома. Я думаю, что это надолго, потому что есть цель, которую можно реализовать и стремится к ней. Тебе это нравится (обращается к Артёму).
Артём: Думаю, что да. Это стремление, я ставлю идеал и стараюсь достигать его.
А были ли такие мысли, чтобы взять и выбросить граффити из своей жизни?
Роман: Это было у всех. Я — не исключение. Бывает так: «Я хочу, но не могу». Не получается.
Никита: Очень часто. Не получается. Однообразие тому причина. Ты прерываешь это в надежде, что потом продолжишь.
Артём: У меня это также очень часто было. Бывало так, что хочется «завязать».
Никита: Ты начинаешь думать: «А как я без этого буду жить?». И ты понимаешь — НИКАК.
Бывало так, что граффити мешало личной жизни или наоборот?
Никита: Скорее наоборот. Бывает девушка, но искусство перевешивает.
Роман: Тем более, что сейчас сложно найти девушку, которая не курит, не пьёт.
Никита: Да, это проблема.
Как вы относитесь к затее вывести граффити в свет?
Никита: Это отлично! Может помочь легализировать граффити. Тогда можно будет концентрироваться только на работе. Нужно просто какое-либо место в городе, где можно спокойно рисовать и совершенствоваться.
Дайте советы новичкам.
Никита: Первое время не выходите на стены, рисуйте скетчи, достигайте чего-либо на бумаге, через год-два можете попробовать на стене.
Роман: Не пытайтесь сразу рисовать вайлд или дайм, для начала, просто, освойте троу ап.

Garfield

Затем я пошёл к Артуру (Garfield, он же Artne).

Сколько тебе лет?
Пятнадцать.
Как ты познакомился с граффити культурой?
Да, “укусили” и всё — “заразился”. Первое, что я написал в стиле граффити было слово «Альметьевск».
Как ты познакомился с другими райтерами?
Через друзей. Первый раз с Тезом начал переписываться. Потом решили вместе порисовать. До этого никого не знал. Я думал что я, вообще, один в городе рисую.
Что ты считаешь в граффити самым главным?
Главное, чтобы мне нравилось.
А мнение окружающих?
Надо, чтобы они поняли, мою мысль.
Как ты относишься к критике?
Нормально отношусь. Но то, что я хотел вложить я не буду исправлять, а то, что я сделал по ошибке, исправлю.
Как ты считаешь, есть ли в граффити какая-то философия?
Философию в граффити каждый создает сам. Кто-то рисует для провокации, кто-то для себя, кто-то ради искусства. Если постараться и вложить всё своё воображение, то можно это увидеть в рисунке.
Как ты относишься к другим? Не боишься ли, что они тебя “перерисуют”?
Если перерисуют, в какой-то мере, буду огорчён, но в тоже время буду рад за них.
Как ты относишься к бомбингу?
Есть провокационный бомбинг, когда человеку что-то не нравиться и он это показывает, а есть глупый, например, взять и изрисовать весь автобус.
Какое твоё отношение к тем, кто покупает баллон и пишет «Вася»?
Ну, это дебилизм уже!
Это как-то отражается на граффити?
Другим кажется, что это всё рисуем мы. Поэтому многие называют граффити именно эти надписи.
Было желание забросить граффити?
Со временем это желание появляется у всех. Главное, его перебороть. У меня в этом году такое желание было, для меня этот год стал плохим годом: нарисовал самые плохие работы, которые у меня есть.
Бывает, что граффити мешает личной жизни или наоборот?
В какой-то мере да. Бывает хочется погулять с девушкой, а потом думаешь: «Мне же на Монтану* не хватит!».
А тебя ловили?

Я рисую рискованно, но чтобы меня ловили не помню. Хотя, помню как автовокзал разрисовывал, вот тогда весело было. Я думал, что сзади меня стоит автобус, а пока я рисовал, автобус уехал, чего я не заметил. Повернулся назад — на меня человек пятьдесят смотрят! У всех глаза по пять рублей!

Как ты относишься к этой затее (интервью)?
Идея хорошая. Тем более, что в городе этим мало кто занимается. Может быть ещё кто-нибудь заразиться этим. Но только просьба к этим людям, не выходите сразу на стены, доработайте свой стиль дома, только потом рисуйте на стенах.

* Марка аэрозольной краски.

Dek

Потом я встретил начинающего райтера Дениса (Dek).

Сколько тебе лет?
Мне пятнадцать лет.
Как ты попал в граффити среду?
На тот момент незнакомый мне Гарфилд позвал меня пойти с ним рисовать, я согласился. Мне понравилась эта идея.
А как Гарфилд узнал о тебе?
Через знакомых: Фалкена (Falken), Зипа (Zip) и Рейна (Rane). Но сейчас они бросили граффити.
У тебя самого было такое желание?
Было. Я убивал много времени, пропускал тренировки, не делал уроки, в итоге бросил, но потом опять продолжил.
Что ты считаешь в райтинге главным?
Форму букв, подборку цветов и не байтить.
Как ты относишься к публикации?
Хорошо, может быть это как-то легализирует граффити.

Тимур Игоревич

Exit mobile version