Кабина Ту-214. Фото: Алексей Переславцев.

Авиабронь достаётся не всем

Сломанная конкуренция отечественного авиапрома

А потом про самолёты. И автопром.

По некоторым данным (могут быть не точны) экспорт немецких автомобилей и запасных частей из Германии в Кыргызстан вырос в 50 раз в период с 2021 по 2023 год. Аналитики называют более существенный рост в валютном выражении по экспорту товаров из Германии в Киргизию, но все сходятся в одном, что благодаря всем республикам бывшего СССР и отдельным странам бывшего соцлагеря, наша страна способна преодолеть несоразмерное санкционное давление со стороны западных стран.

Всякий раз, обращаясь к этой теме, понимаешь, как легко предаются интересы развития своей страны и риск подобного никуда не исчез — ровно об этом говорит нам, например, современная позиция Аэрофлота по закупкам отечественных самолётов российского производства для гражданских перевозок — только поддержание конкуренции разных конструкторских бюро и закупка, как минимум, двух-трёх марок самолётов разных производителей решают задачи развития авиапрома, никак не наоборот (то есть не только МС-21, SJ 100, но и ТУ-214).

Сегодня мы уже наблюдаем тенденцию к попыткам сворачивания программ закупки и производства, например, по ТУ-214 (и так повторяется уже более 20-ти лет).


В стране, поставщике топлива всему миру, ведут речь об изменении кабины ТУ-214 в ущерб самой идее модели самолёта (якобы дорого из-за третьего члена экипажа). А двадцать лет неразвития модели и всех взаимных решений это просто так, простая экономия зарплат и топлива.


В своё время именно отсутствие госзаказа и подтверждённого в связи с этим заказа со стороны (как бы) российских авиакомпаний привело всю отрасль отечественного авиапрома и смежных с ним секторов экономики в упадок.


Досужие рассуждения о странности и неуместности своих широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов в авиапарке против преимущества иностранных в компании «Аэрофлот» ведутся с момента отказа от своих аэробусов ИЛ-86 и ИЛ-96 в модификации. Результат такой политики впечатляющий (как минимум, неразвитая инфраструктура аэропортов страны для аэробусов), но понимание, что основной посыл всё тот же, также очевидно — преимущество в умах авиауправленцев по-прежнему за иностранными бортами, а до своих очередь доходит только вынужденно и очень-очень нехотя.

Почему «как бы»? А свои летают на своих авиалайнерах, прежде всего, и только потом на чужих, а не наоборот.

Не только самолёты

Также тихо почти исчез свой автопром, легко уступив гигантский рынок страны безумно большому количеству разных марок и моделей автомобилей, что не позволяет эффективно обеспечивать их требуемым техобслуживанием и заводскими гарантиями. Простая идея двенадцати моделей на примере легкового автотранспорта чётко показывает абсурд происходящего.


О чём разговор? Двенадцать моделей покрывают почти все потребности в легковых автомашинах, где есть своя модель как для доброй домохозяйки, так и внедорожник для суровых мужчин. Обеспечение автозапчастями и сервисное техобслуживание здесь становятся предельно простой и понятной задачей не только для городских автосервисов, но даже для небольших деревенских либо в любой другой местности сервисов и станций техобслуживания. Страновое покрытие позволяет создать уникальную систему, где на автомашину, в итоге, можно будет дать чуть ли не пожизненную гарантию. Парадокс в том, что огромному числу экономических групп в стране, зарабатывающих на этом рынке, такая система в принципе не интересна.