С момента выхода фильма для погружения в атмосферу планеты Плюк нашей стране достаточной оказалась дистанция в полтора поколения
35 лет назад, в декабре 1986 года, жители СССР впервые услышали с киноэкранов неизвестное слово “Ку”.
Фильм
Фильм рассказывает о непреднамеренном путешествии двух землян, прораба Владимира Николаевича Машкова из Москвы и студента Гедевана Александровича Алексидзе (Скрипача) из Батуми, на весьма удаленную планету Плюк в галактике Кин-дза-дза. Особенность планеты Плюк заключается в фантастическом сочетании высоких технологий, например,
– практическая телепатия и, как следствие, отсутствие языкового барьера;
– бытовые источники энергии типа «термоядерный синтез из воды» (луц) или на спичечной головке (кц);
– межпланетные путешествия с лёгкостью поездки из Казани в Зеленодольск на маршрутке и примерно c таким же комфортом;
– телефония без набора номера — думать номер своей галактики в Тентуре и думать удельный вес ядра своей планеты необязательно;
– особо длительное поддержание жизнедеятельности в замкнутом пространстве (эцих);
– супероружие поразительной точности (носимый складной ручной транклюкатор) и разрушительной силы (планетарный транклюкатор);
и практически полного бескультурья, беспринципности и жажды к обману и наживе местных жителей, чей вербальный лексикон, в лучшем случае, сводится к паре десятков слов (два раза «Ку»), а духовные запросы — к выяснению, у кого штаны более доминантного цвета.
Декорации
Фильм изобилует постапокалиптическими пейзажами, а декорациям, которые (по слухам) достались авторам почти бесплатно, может позавидовать любая часть «Безумного Макса». Среди них:
– колесо обозрения, смонтированное среди барханов;
– зарытые в песок авиационные двигатели;
– съемка в строящейся на тот момент станции метро «Полянка».
Также, на почве декораций Данелия слегка пошутил над коллегами из США, снимавшими малобюджетное кино. В одном из телеинтервью Георгий Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл американский кинорежиссёр и сказал:
— Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами?
— Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. — изумился Данелия.
— Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект?
— Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали гравицаппу и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут гравицаппу.
Неизданное
В первоначальном варианте в бутылке c уксусом должна была быть чача, и главные герои должны были благополучно упустить первую возможность возвращения сугубо по пьяни. Считается, что идея была отклонена наступившим после апреля 1985-го «сухим законом», и чачу заменили на уксус.
В последнем эцихе (который выкатили первым) должен был оказаться сам ПЖ. А затолкать его должен был чатланин с заклинившим транклюкатором в исполнении Льва Перфилова (впоследствии — папа Кырр), который кричал: «До чего довёл планету этот фигляр ПЖ!» — бунтарь, стало быть.
На роль Абрадокса с планеты Альфа режиссёром был запланирован Норберт Кухинке, исполнявший роль иностранца в фильме Осенний марафон, но руководство Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия.
Фильм должен был сниматься в пустыне Каракумы, однако произошла ошибка, и груз пепелацев, отправленный туда по железной дороге, потерялся в пути. По накладным его не нашли, так как в них было написано «груз пепелацы». Соответственно, железнодорожники, не зная, что такое пепелацы, не могли их отыскать. В результате директору «Мосфильма» пришлось подключать КГБ. Пепелацы были найдены лишь спустя полтора месяца во Владивостоке. Из-за этого происшествия фильм вместо запланированных в пустыне съёмок весной, снимался там летом в самую жару.
В первый же день, когда пепелац, наконец, привезли на съёмочную площадку и собрались снимать, художник-постановщик картины Тэжик сказал, что пепелац надо немного подкоптить — будет выглядеть достовернее. Зажег факел, начал коптить… и декорация загорелась (пенополиуретан, из которого был сделан пепелац является легковоспламеняющимся материалом). Кинулись тушить. Песком. Брезентом. Затушили. Но один бок прогорел. Лишь к ночи Тэжик и второй художник-постановщик А. Самулекин раздобыли полиуретан у военных и залатали пепелац. Чтобы заплатки не были видны, Тэжик его снова начал коптить. К счастью, в этот раз пепелац не загорелся. Для съёмок пустыня должна была быть в абсолютно девственном виде, без следов людей и машин. Но без людей и машин при съёмках обойтись невозможно. Например, для транспортировки пепелаца использовался трактор и платформа. Трактор при транспортировке грузов на съёмочную площадку всегда ехал вдоль бархана, а потом прямо на камеру. Затем перед камерой ставили пепелац и он закрывал собой все следы.
Словарик
Кю (скорее всего от фр. cul [ky] — зад, задница) — ругательство жителей планеты Плюк. К удивлению Данелия, это слово — ругательство также и на португальском языке. В чатлано-пацакском словаре, состоявшем менее чем из десяти слов, было пояснено как «допустимое в обществе ругательство». Пример: «Это же полное кю!», «Ты просто кю», «Кю!», «У тебя в голове мозги или кю?»
Пепелац — местный летательный аппарат, способный перемещаться между планетами, ржавая консервная банка с непонятным принципом действия. В качестве ироничного обозначения пепелаца в фильме использовалось слово «гадюшник». На съёмках было два пепелаца — один в натуральную величину, другой — маленький, для комбинированных съемок, он «летал» на тонкой рыболовной леске. Пепелац от грузинского «пепела» («бабочка»).
КЦ — заглавные буквы «КЦ» — надпись на коробках спичек, выпускавшихся Барнаульской фабрикой имени Клары Цеткин. О таком происхождении рассказывал в своем интервью сам Данелия. Со слов режиссера, слово «КЦ» оказалось препятствием при прохождении цензуры, так как при обратном прочтении давало ЦК. «Вы на что намекаете?» — таков был вопрос цензоров. А еще «кецэ» по-грузински — это глиняная сковорода, в которой приносят горячие блюда, чтоб они не остывали на столе.
Эцилопп — представитель власти, при обратном прочтении — police (изначально было так: йацилоп — полицай, потом поменяли написание под произношение).
Гравицаппа (слово часто ошибочно пишут с одной «п») — деталь от мотора пепелаца, необходимая для межзвёздных перелётов. Гравицаппой обычно зовётся сложная техническая штука с непонятным устройством или предназначением.
Транклюкатор (глагол «транклюкировать») — конечная форма развития вооружений. Транклюкаторы варьируются от переносных вроде пистолета, до сверхмощных, способных испарить пару-тройку океанов и превратить в пустыню поверхность среднего размера планеты.
Эцих (груз. цихэ — тюрьма) — ящик для узников, фактически представляет собой цинковый гроб на колесиках. Пожизненный эцих с гвоздями — крайне серьёзная мера наказания. Тот же гроб на колесиках, только с гвоздями внутри для пущей остроты ощущений. Страшнее только транклюкирование на месте.
Чатлане и пацаки — две категории населения Плюка, как и других планет галактики Кин-дза-дза, принадлежность к каждой из которых определяется при помощи специального прибора — визатора. Плюк — чатланская планета, поэтому пацаки на Плюке должны носить в носу специальный колокольчик (цак) и при встрече с чатланином приседать перед ним особым образом («ку делать»). Существуют и другие виды дискриминации пацаков — им назначаются более жёсткие наказания за правонарушения; артисты-пацаки имеют право выступать только в железной клетке; сегрегация в общественном транспорте и др. Слово “пацак” было препятствием для тех же цензоров, будучи прочитано обратно: кацап — обидное прозвище русских, данное украинцами.
Ку — все остальные слова. Пока снимался фильм, генсеком стал Константин Устинович Черненко. То есть К.У. Пока придумывали новую слово вместо “Ку”, Черненко умер. Проблема отпала.
Политика
Общество в галактике Кин-дза-дза вообще и на Плюке в частности — кастовое, с вялотекущим расизмом (если можно так выразиться), но есть нюанс — положение касты непостоянно и зависит от местонахождения в конкретный момент. Все обитатели галактики делятся на пацаков и чатлан (это не расы, не биологические виды, не сословия, не классы, не касты в привычном нам смысле слова и не звания — это пацаки и чатлане). На глаз отличить одних от других невозможно, но визатор безошибочно определяет, кто чатланин, а кто — пацак. Аналогично, планеты делятся на пацакские и чатланские (похоже, что по тому же визатору). Каждая группа верховодит на «своих» планетах и влачит рабское существование на «чужих». Все представители низшей касты носят в носу колокольчики — цаки. Плюк — чатланская планета, поэтому на ней чатлане относятся к пацакам как белые к чёрным лет двести назад, хотя при этом и шагу без них ступить не могут. Перебравшись на пацакскую планету Хануд, слуга и господин мгновенно и без особого дискомфорта поменялись ролями. Между отдельными планетами процветают доверительные и добрососедские отношения в духе: «Сдохни ты сегодня, а я — завтра», которые выливаются во взаимные превентивные изничтожения.
Имеют место две валюты: чатлы и КЦ. КЦ — это какое-то из веществ, входящих в состав обыкновенных спичечных головок, используется то ли как аналог спайса, то ли просто для обозначения статуса, но в любом случае очень дорогое. По словам Скрипача, гравицаппа стоит 2200 чатлов, а по словам Уэфа, гравицаппа стоит половину КЦ. Таким образом, среднерыночная стоимость КЦ — 4400 чатлов (при этом атмосфера для целой планеты стоит 93 чатла).
Положение в местном обществе напрямую связано с личным благосостоянием и демонстрируется при помощи штанов определённого цвета. Штаны эти (с полагающимися в комплекте привилегиями) может купить как чатланин, так и пацак. Уэф объяснит:
— Жёлтые штаны — пацак должен не один, а два раза приседать.
— Малиновые штаны — и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать, и эцилопп не имеет права бить тебя по ночам. Никогда!
— Голубые штаны — привилегия исключительно господина ПЖ, хозяина планеты.
В общем, после некоторого периода адаптации и потери иллюзий насчёт «высокоразвитой инопланетной цивилизации» герои фильма, хотя и не без отвращения, осваиваются в галактике Кин-дза-дза настолько, что им все же удается вернуться на родную планету, — общественно-социальной карикатурой на которую и выглядит придуманный Данелией Плюк.
Альтернативным Плюку обществом, в котором господствует «духовность», в фильме выступает планета Альфа, на которой плюкан спокойно превращают в кактусы. Также Альфа более продвинута технически — её жителям подвластно даже время. А главным на Альфе является сам Данелия (Абрадокс).
Многое из нашей будущей жизни было предугадано Габриадзе и Данелией в 1984 году — и кассовые окошки на заправках, и заправки системы «женщину вынули, автомат засунули», и мигалки на головах эцилоппов, и бартерные отношения, и государственный произвол с “кидаловом” (Какое кц? — Извини, я забыл, не было спички) на каждом шагу. По поводу шоу-бизнеса Плюка — 100% попадание — бессмысленное икание артистов вызывает кучу восторгов плюкан. И даже верховный правитель на Плюке звался ПЖ. Георгий Данелия во время съёмок мультфильма “Ку! Кин-Дза-Дза” 2013 года, в котором время действия перенесено из СССР в РФ, опасался, что картину могут запретить: «Ведь главу планеты, как и в первом фильме, зовут ПЖ, а теперь могут сказать, что мы имели в виду Партию жуликов…» Теперь новыми красками заиграл и приказ господина ПЖ — всем пацакам надеть намордники и радоваться.
Напоследок
Приглашаем наших читателей к просмотру фантастичной и одновременно точной комедии дня «Кин-дза-дза!». Очутитесь на планете Плюк — это совсем не «ку», так как кругом один сплошной песок и каждый норовит вас обмануть.