Европейский суд по правам человека постановил, что локдаун не является нарушением Европейской конвенции по правам человека. Пять месяцев назад в суд обратился гражданин Румынии, который заявил, что 52-дневный карантин, который он был вынужден соблюдать, можно сравнить с домашним арестом. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на сообщение Верховного суда РФ.
«В связи с пандемией COVID-19 на всей территории Румынии было введено чрезвычайное положение по соображениям общественного здравоохранения. Гражданам запрещалось покидать свои дома под угрозой наложения штрафа, за исключением строго определённых случаев и при наличии документа, подтверждающего наличие уважительной причины», — объясняет в своём документе Верховный суд РФ.
Заявитель утверждал, что раз он не был заражён коронавирусом и не контактировал с заболевшими, то карантин продолжительностью в 52 дня, которому он подвергся, в сложившихся условиях равносилен «лишению свободы».
Европейский суд по правам человека отметил, что карантин применялся ко всем в государстве, кроме того, “человек мог выходить из дома в случае необходимости и не был лишён социальных контактов”. Также гражданин не подвергался индивидуальному надзору со стороны властей и не был вынужден жить в тесном пространстве. Соответственно, по решению Страсбургского суда, карантин не может приравниваться к домашнему аресту или лишению свободы.
Отмечается, что это первый случай, когда Страсбургский суд рассмотрел применимость статьи 5 Европейской конвенции по правам человека к национальному карантину, введённому по соображениям безопасности общественного здравоохранения.
«Суд признал, что пандемия может иметь очень серьезные последствия не только для здоровья, но и для всего общества, экономики, функционирования государства и жизни в целом, поэтому сложившуюся ситуацию следует охарактеризовать как „исключительный и непредсказуемый контекст“», — сказано в обобщении.