Пока мы ждём начала WorldSkills Kazan 2019, давайте вспомним как проходил Национальный финал 2019 в Казани. Мы публикуем наше интервью со специалистом учебного центра «Алнас», преподавателем и экспертом WorldSkills Гульшат Давлиевой. Её воспитанник, Ильнур Сибгатуллин, учащийся Альметьевской школы №10, стал бронзовым призёром VII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в компетенции «Инженерный дизайн CAD – юниоры». Во время соревнований эксперт рассказал корреспонденту газеты «Город А» о подготовке участников к соревнованиям, о разнице в заданиях для школьников и взрослых специалистов и о том, как обучиться инженерному дизайну в «Колледже будущего Татарстана»
Как вы стали экспертом WorldSkills? С чего всё началось?
Я начала работать в учебном центре «Алнас» — «Колледже будущего Татарстана». Наш колледж — это центр подготовки для учащихся города Альметьевска. Когда я пришла, мы начали осваивать инженерный дизайн. Тогда колледж был в движении WorldSkills уже два года. Например, мехатроники уже участвовали в соревнованиях и занимали места. И где-то через два месяца мне предложили провести на нашей площадке сетевой этап WorldSkills в компетенции “Инженерный дизайн CAD”. До этого я ездила со студентом на сетевой отбор и увидела как всё происходит, после этого я уже поехала на регион. Теперь мы каждый год ездим на региональные чемпионаты. В этом году на региональном этапе мой участник Ильнур Сибгатуллин занял второе место в возрастной группе 14+ и мы прошли на национальный этап. Ещё мы ездили на отборочные в Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае, там из 23 участников он попал в пятёрку и теперь мы здесь.
Как у вас проходит подготовка к WorldSkills?
Как я уже говорила, подготовка проходит в учебном центре на базе ООО «Алнас». У нас есть бесплатные факультативные занятия, на которые к нам один раз в неделю приходят школьники. А к WorldSkills мы готовимся каждый день с понедельника по пятницу. Чтобы подготовиться к соревнованиям нужно заниматься минимум четыре часа в день. Мы моделируем детали, составляем сборки, делаем фотореалистичные изображения на эти сборки, анимационные видео и изучаем как это работает и разбирается механизм. Например, надо разработать машину и показать как разбирается колесо или как одна машина ударяется о другую. Или, например, нужно собрать все детали машины от болтика до корпуса. Это всё ученики разрабатывают сами.
В чём сегодня заключается задача?
На весь конкурсный день даётся 12 часов. В первый день они выполняли обратное проектирование: им дали масляный насос и они должны были снять все габаритные размеры и размеры отверстий, потом на компьютере сделать чертёж. Во второй день было похожее задание: участникам давалась модель и им было необходимо спроектировать и отправить на 3D принтер недостающую деталь. Сегодня они строят металлоконструкцию, а завтра будет механическая сборка конструкций. И вы понимаете, что всё это делают школьники?!
В этой компетенции есть участники старше 50?
Да, это направление «Навыки мудрых».
Насколько мне известно, например, у химиков задания в категории «Навыки мудрых» и у юниоров одинаковые. А как у вас?
У нас разные задания, хотя некоторые модули одинаковые для всех. Например, вчера мы выполняли модуль, который до этого делала основная группа. Основной группе могут не давать каких-то деталей, но и нам времени даётся меньше.
Интересно, а как будут обстоять дела, если я решил поучаствовать и прошёл на национальный этап, но не смог занять призовые места? Я могу попытаться снова?
Все ребята обязательно получают сертификат участника. Также есть медали за профессионализм для тех участников, которые набирают по 500 баллов, то есть где-то четвёртое-пятое место. Однако те, кто уже участвовал на национальном чемпионате в основной группе, не могут участвовать во второй раз, но юниоры, если проходят, то могут хоть каждый год приезжать на национальный финал. Можно занять призовое место как юниор, потом опять выступать как юниор, с возрастом перейти в основную группу и снова принять участие в своей компетенции и завоевать медаль.
То есть, если у меня есть желание научиться инженерному дизайну и участвовать в WorldSkills, я могу прийти к вам в колледж и начать заниматься?
Да, когда к нам на экскурсию приходят школьники, мы всегда их приглашаем на бесплатные факультативные занятия. Ильнур вот уже три года занимается у меня.
Финал Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) — это самые крупные в России соревнования профессионального мастерства среди студентов и школьников в возрасте от 10 до 22 лет. В этом году в них приняли участие 1500 конкурсантов и 1274 эксперта. Участие в турнирах даёт школьникам шанс узнать все тонкости выбранной специальности, пообщаться с профессионалами в своём деле и получить полезный опыт. Компетенции юниорского движения являются адаптацией взрослых компетенций с учётом возрастных особенностей и возможностей юных участников. А обучение, подготовка и участие в грядущем мировом чемпионате WorldSkills сопоставимы с 4-5 годами профессиональной подготовки, и уровень решаемых задач, на примере задания конкурсантам по работе с токарно-фрезерным станком с ЧПУ, вплоть до 6 разряда ведущего заводского специалиста.
«Колледж будущего Татарстана» – это образовательный проект, реализуемый Группой ЧТПЗ на базе завода «Алнас» и Альметьевского профессионального колледжа при поддержке Правительства Республики Татарстан. Проект нацелен на обеспечение завода «Алнас» и других машиностроительных предприятий профессиональными рабочими кадрами, отвечающими требованиям современного производства. Обучение в колледже основано на немецкой дуальной системе: 40% учебного времени уделяется теории, а 60% – практическим занятиям на высокотехнологичных тренажерах и промышленном оборудовании лабораторий. Учебное оборудование аналогично тому, что используется на производстве.
Беседовал: Тимур Галиев