Эксперт WorldSkills из Швейцарии Адриан Соммер: Понять кем быть можно лишь на практике в ученичестве

В стенах Казанского государственного энергетического университета прошёл IV открытый отраслевой чемпионат IEK GROUP в компетенции «Электромонтаж» по методике WorldSkills между работниками промышленных предприятий. В профессиональных соревнованиях приняли участие крупнейшие компании России, сборные Швейцарии, Бразилии, Великобритании и Казахстана, а также международные эксперты из Ирана и Арабских Эмиратов. На протяжении всего времени чемпионата проходили профессиональные пробы и мастер-классы, организованные при участии КГЭУ и Казанского энергетического колледжа. Перед началом соревнований корреспондент газеты «Город А» побеседовал с Адрианом Соммером – швейцарским экспертом Worldkills и EuroSkills, руководителем направления по профессиональной подготовке специалистов для электротехнической отрасли. В интервью для «Город А» он поведал об отличиях в проведении соревнований в разных странах, об особенностях профессиональной подготовки кадров для технологичных производств в Швейцарии и текущей работе над повышением эффективности образования.

Как по-вашему, есть какие-то различия между тем как проходят соревнования WorldSkills в Швейцарии и в России?

Например, когда я принимаю участие в организации национального чемпионата Швейцарии, то перед началом соревнований эксперты не собираются за “круглым столом” и не голосуют как и что оценивать, что убирать в заданиях, а что добавлять. Всё известно изначально. Скажем, все небольшие проблемы с материалами решаются до начала соревнований. Для меня очень важно, чтобы все участники не волновались о чём-либо ещё, кроме самих соревнований. Когда они приходят на свои рабочие места всё уже готово, всё решено, никакие мелочи уже не обсуждаются. Идеальная подготовка к соревнованиям – это часть нашей культуры.

Я знаю, что первые соревнования WorldSkills в России состоялись в 2012 году. Сейчас эти соревнования очень развиты в стране, подготовка и проведение становятся всё лучше и лучше. Но мы ещё многое можем улучшить в этих соревнованиях. Именно за этим мы и приехали в Россию, чтобы поднимать уровень конкурса в наших странах.

На этих соревнованиях есть кто-то из участников под вашей опекой?

Да, я здесь в качестве наставника. Мой подопечный — Бойе Видриг (Boije Widrig) — cеребряный призер чемпионата Swiss Skills.

Как часто вы участвуете вне зачёта в национальных чемпионатах других стран?

Это отличный опыт, это отличный опыт для всех. Это возможность для ребят познакомиться с другими культурами. Мы участвовали в соревнованиях по всему миру. Это очень интересно!

У вас в стране довольно необычная система образования. Как обстоят дела с безработицей и возможностью найти интересную работу?

Сложно ответить на этот вопрос. Но я могу с гордостью сказать, что у нас самая подходящая под нашу культуру система образования. Ей более сотни лет. Нам важно, чтобы люди были по-настоящему востребованы, чтобы была правильная молодёжь, мотивированная к труду. Именно поэтому я прошёл много разных путей.

Большая часть населения (около 80 процентов) получает профессию посредством ученичества. Это учебная программа, в которой теоретический курс в учебном заведении чередуется с практическим обучением на рабочем месте. По окончании ученичества и при наличии способностей для вас открыта возможность сдать вступительные экзамены и учиться в университете. В Швейцарии довольно трудно поступить в университет – вы должны быть действительно умны. Так что высшее образование должно получать максимум 20 процентов. Пока эти цифры немного отличаются от того, чего мы хотим достичь в следующие 50 лет. Поэтому стоит выбирать профессию взвесив все за и против. Пройдя ученическую программу у вас появятся все шансы поступить и получить степень бакалавра. Если вы по-настоящему умны, то сможете получить следующую степень. Все пути открыты. И с этой системой мы добиваемся определённых успехов. Наша цель, чтобы каждый представитель молодого поколения смог найти свою дорогу, чтобы у них была мотивация получить хорошее образование именно в той отрасли, в которой они хотят потом работать.

Какова эффективность образования, например, если вы идёте в университет изучать историю? У нас большой спрос на кандидатов исторических наук? Нет. И после четырёх-пяти лет обучения вы идёте водить такси. Эффективно ли такое образование? И это финансируется правительством! Глупость! Таково наше мнение. Мы пытаемся найти верный путь, чтобы избежать подобных проблем в образовании. Мы должны обучать тому, что востребовано на рынке. Поэтому каждая промышленная ассоциация из каждой отрасли также ответственна за образование. По этой причине у нас нет переизбытка электриков. На самом деле у нас их нехватка, но мы работаем над этим.

Например, сейчас очень востребованы маляры и специалисты в сфере информационных технологий. В этой сфере нам нужно очень много людей и они должны быть достаточно способными, чтобы получить образование в сфере информационных технологий по ученической программе. Срок обучения по такой программе составляет четыре года и для освоения этой профессии нам нужны лучшие студенты. Это что-то вроде войны за таланты из разных стран. Иметь всё своё свойственно нашей культуре. Кем лучше быть: электриком, маляром или работать в офисе? Это всё можно понять лишь на практике в ученичестве. Это наша культура и мы очень этим гордимся. Мы должны постоянно работать над всё новыми и новыми аспектами различных профессий – всё каждый раз пересматривается снова и снова. В этом наш успех.

Как вы сказали, эта система образования работает не только с государственными образовательными учреждениями, но и частными организациями. Как это работает?

Говоря «у нас дуальная система образования», на самом деле мы имеем в виду триальную систему. За время обучения ученики 1-2 дня в неделю изучают теоретическую часть в государственной школе. Несмотря на то, что школа государственная, учебный план составляют ассоциации работодателей и профессиональные союзы – они знают что им нужно. А остальные 3-4 дня проходят практику на предприятии. Это уже частный сектор. И дополнительно каждый год в течение трёх недель проходит производственная практика. Получается что-то среднее между школой и работой. Таким образом, теория напрямую встречается с практикой. Эта система финансируется как государством и профессиональными ассоциациями, так и отдельными предприятиями (профессиональные союзы также принадлежат частным компаниям). Как видите, мы имеем одну часть государственную и две частные. Так ответственность за качество обучения распределяется между государственной школой, предприятиями и учебными профессиональными центрами.

Беседовал: Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев