Органистка Мария Блажевич: лучший орган России находится в Казани

Перед концертом органистка побеседовала с корреспондентом «Город А» и рассказала о переездах, музыкальных инструментах, семейной жизни и планах на будущее.

19 ноября в казанской Евангелическо-Лютеранской церкви Святой Екатерины прошёл вечер органной музыки. Темой вечера стали образы солнца, дня и света в музыке для органа. Лауреат международных конкурсов Мария Блажевич исполнила сочинения Брункера, Баха, Пахельбеля и Моцарта. Наряду с академическими произведениям, прозвучал регтайм, исполненный при помощи только ножной клавиатуры, а также попурри из песен о солнце. Своеобразным завершением концерта послужили аккорды известной детской песни «Пусть всегда будет солнце».

Почему после учёбы в Казани и Санкт-Петербурге Вы решили перебраться в Томск, в Сибирь?

Я сама из Сибири, из-за Урала, родилась в Тюмени. Органист работает там, где есть инструмент.

Конечно, орган с собой не заберёшь.

У нас такая проблема в России, что многие студенты учатся на органистов, однако инструментов катастрофически мало. Сначала я вернулась в свой родной город, работала органисткой в Тюменской государственной филармонии, а потом стала солисткой Томской филармонии, там я играю вот уже пять лет. Как я говорила, мы работаем там, где есть хороший инструмент. К примеру, томский орган обладает гораздо большими возможностями, чем тюменский. И всё же я думаю, что Томск — это ещё не конечная точка моего маршрута (смеётся).

Как раз про инструменты. Вам есть с чем сравнивать — вы ездили выступать в Голландию и Германию. Как обстоят дела в Европе?

Ещё этим летом я ездила в Эстонию и Латвию — там много исторических органов. Я отыграла более пятнадцати концертов на разных органах в разных церквях. Была и в Северной Германии, и в Южной. Много где была. Но, честно говоря, мой любимый орган — это голландский «Flentrop», который стоит в ГБКЗ в Казани. Это лучший орган в России! Конечно, в каждом органе есть своя прелесть. Но с этим органом связана большая часть моей жизни. Я его и сердцем, и душой люблю и всегда мечтаю, что когда-нибудь ещё раз на нём сыграю. Я всем говорю, что самый лучший орган России находится в Казани. У него очень красивые тембры, а когда играешь тутти (итал. tutti, звучание «полного органа», прим. ред.), ощущаешь все вибрации собственным телом. А когда слушаешь этот орган, когда играет кто-то другой… Очень породистый инструмент! Так что если хотите послушать органную музыку, то приходите в Большой зал.

Как, по Вашему мнению, меняется восприятие музыки, когда слушатель находится в церкви и когда он в концертном зале?

В церкви тоже особенное восприятие: дело в том, что орган — исконно церковный инструмент. Здесь он абсолютно по-другому воспринимается, нежели в концертном зале, и репертуар – соответствующий, его основа – духовная музыка.
Хотя на органе можно играть практически любые сочинения, мы в Томске начали активно экспериментировать, включая в программы рок, музыку из компьютерных игр, голливудских фильмов, и оказалось, что современные мелодии очень здорово звучат на этом инструменте. Это привлекло в зал филармонии огромное количество молодёжи.

Вы с мужем организовали свой собственный дуэт «Duo Vox Angelica»…

Это уже не мой муж (смеётся).

То есть дуэт распался?

Нет, мы играем дуэтом, но только в Томске. Жизнь она такая… Любовь не вечна, особенно у мужчин (смеётся).

Планируете ещё участвовать в музыкальных конкурсах или у Вас в мыслях свои проекты?

Я сейчас занимаюсь организацией собственных проектов. Например, этим летом в Тобольске организовала фестиваль «Органная музыка в древней столице Сибири». Хочу развивать этот фестиваль, есть ещё кое-какие мысли. Я, наверное, уже вышла из того возраста, чтобы участвовать в конкурсах, надо уже в жюри сидеть (смеётся). Конечно, есть конкурсы без возрастного ценза, мы хотим у себя в Томске что-нибудь такое организовать…
С сентября при поддержке настоятеля римско-католической церкви св. Праведного Иосифа отца Лешека открылся новый проект в Тюмени — концерты органной музыки в тюменском костёле. В костёле установлен уникальный исторический орган XIX века мастера Франца Иосифа Битнера. Подобных органов в России единицы. Орган небольшой, но отличается очень красивым, мягким, благородным звучанием, в церковной акустике звучит потрясающе. В рамках проекта собираются выступать и приглашённые музыканты из других городов.
Что касается Томска, помимо филармонии, с этого сезона мы с пастором Даниилом Бурлаковым начали цикл духовных концертов в лютеранской церкви св. Марии, каждый из концертов связан с определенным событием церковного года. Прошли концерты AVE MARIA, концерт, посвященный 500-летию Реформации, впереди «Предрождественские встречи», музыка Адвента, потом Рождество…Хочется объединить Томск и Тобольск, две древние столицы Сибири, ранее очень связанные между собой. Возможно, следующий летний фестиваль будет называться уже «Органная музыка в древних столицах Сибири» и пройдёт одновременно в двух городах. Плюс ко всему в Тобольске – католическая церковь, а в Томске — лютеранская. Получается такая сверхзадача — объединение разных христианских конфессий посредством музыки. Естественно, что это очень сложно, но хочется, чтобы это произошло. Поэтому мне есть чем заняться.

Вы планируете приехать в Казань с подобной программой? Мы же сейчас тоже в лютеранской церкви?

Какой программой? Музыкальной или? Программу, которую я буду исполнять сегодня в Казани «Орган по имени Солнце», я играла уже в Кировском органном зале, в Красноярской филармонии, в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве, в Эстонии и Германии. Тут такая идея: с одной стороны, Солнце — христианский символ Бога, с другой, в названии явная перекличка со «Звездой по имени Солнце» Виктора Цоя. На многих старинных европейских органах образ солнца использовали как украшение фасада, этот мотив был очень популярен. Ещё в некоторых органах есть такой регистр, как цимбельштерн — вертящийся диск с колокольчиками в форме звезды или солнца.

Скажите, играть чьи произведения Вам доставляет наибольшее удовольствие?

Конечно же, Баха! Если речь об органной музыке, то точно Бах. Ещё мне очень нравится Сезар Франк, конец XIX века, поздний романтизм. Он вполне может сравниться с Бахом по своему интеллектуализму, силе мысли. Очень нравится Франк, и не только его органная музыка, но и камерная, и симфоническая, и фортепианная. А вообще я люблю музыку, которую играю в данный момент (смеётся).

Беседовал Тимур Галиев