WorldSkills в России
Сегодня одним из ключевых вопросов российской системы образования является избыток менеджеров с высшим образованием, с одной стороны и острая нехватка высококвалифицированных работников со средним профессиональным образованием, с другой стороны. Ситуация может измениться в связи с вступлением России в глобальное движение WorldSkills, направленное на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации во всем мире. Исполнительный директор WorldSkills International Дэвид Хоуи посетил Казань в рамках дебрифинга WorldSkills «От Казани к Абу-Даби» по итогам прошедших мировых соревнований по профессиональному мастерству WorldSkills AbuDhabi 2017. В интервью для «Город А» он рассказывает о том, как Россия может использовать опыт WorldSkills для развития профессионального образования, а также делится своим мнением о новых механизмах обучения.
Каким вы видите российское наследие для WorldSkills International?
Мы ожидаем, что каждая принимающая соревнования страна в будущем продолжит работу с нами. Мы проводим мероприятие мирового уровня, которое оставляет после себя большое наследие для страны, способствующее достижению её национальных целей. В свою очередь, глобальное движение WorldSkills International использует полученный опыт для выполнения своих стратегических задач по всему миру. Отдача принимающей стороны очень важна для WorldSkills, таким образом мы можем увидеть новые перспективы в развитии нашей организации.
Какую пользу получит Россия, в особенности Казань, от проведения этого чемпионата?
Принимающая сторона получает много выгоды. Во-первых, главное преимущество проведения WorldSkills — это возможность для России построить сильную экономику, а для Казани как части России стать сильным звеном в этой экономике. Здесь сосредоточена ваша промышленность и коммерция. Эти компании должны расти, увеличивать свой оборот и становится всё более конкурентноспособными. Решающим фактором роста этих предприятий являются молодые люди, которые составят трудовой ресурс этих компаний и обеспечат работу на более высоком уровне. И мы видим, что по всему миру молодые люди выбирают рабочие профессии как начало своей карьеры. Однако большинство людей, в особенности родители, считают поступление в университет наилучшим вариантом. Во-вторых, WorldSkills даёт возможность увидеть запросы производства и поднять его на новый уровень. И в-третьих, WorldSkills позволяет сравнивать. Ваша система образования “увидит” какие профессиональные навыки требуются в лучших мировых практиках. Потому что, если не идти в ногу с остальным миром и не иметь представления как по-настоящему конкурировать с ним, то можно выйти из игры.
В России есть дисбаланс между теми, кто управляет и теми, кто работает. Вы полагаете, что WorldSkills может восстановить это равновесие?
Мы на это надеемся. Потому что большинство владельцев компаний сами в какой-то момент были специалистами на своих предприятиях. Сегодня мы знаем много примеров, когда представители “старой школы” уже много лет находятся во главе своих предприятий. И молодые люди, которые начинают карьеру с рабочих профессий, в конечном счёте получают повышения и пробиваются на руководящие должности быстрее или сами становятся предпринимателями и развивают свой собственный бизнес.
Я имею в виду, что у нас много менеджеров с высшим образованием и меньше высококвалифицированных работников.
И вновь это одна из идей, которую мы пытаемся озвучить с помощью WorldSkills. Во многих странах распространёно мнение, установившееся в основном благодаря родителям, что если вы не поступили в университет, то вы не добьётесь успеха в качестве белого воротничка. Наша позиция в том, что начало карьеры с рабочей профессией – это хороший и равный выбор, который позволяет соперничать за управляющую должность. И мы видим по всему миру, что множество людей с высшим образованием “возвращаются назад”, чтобы получить среднее профессиональное образование, которое даёт навыки, необходимые для выполнения их работы. И мы пытаемся искоренить этот стереотип.
Как вы находите идею ученичества? К примеру, это явление очень распространено в Германии. Люди не идут в колледжи или университеты, а обучаются профессии под руководством мастера в процессе производственной деятельности.
Это лишь механизм обучения – Германия и большинство немецко-язычных стран вокруг неё применяют, как мы его называем, дуальное образование. Студенты проходят обучение на предприятии и когда они заканчивают практику, они изучают теоретическую часть. В большинстве стран вы сразу идёте в учебное заведение. На сегодняшний день наибольший интерес представляют отношения между образованием, производством и правительством. Потому что образование не имеет никакого значения, если оно не отвечает требованиям производства. И поэтому необходимо наладить хорошую связь между производством и учебными заведениями, чтобы они отвечали его требованиям. В таком случае система будет работать. В мире множество различных систем, и нам часто задают вопрос какая из них лучше. И опыт WorldSkills – это тесное взаимодействие между ними.
Дэвид Хоуи начал работу в WorldSkills в ноябре 2004 года и возглавил стратегическое, оперативное и административное управление. Постепенно ему удалось развить WorldSkills International до уникального глобального движения, играющего важную роль в популяризации и развитии рабочих навыков. Дэвид имеет степень бакалавра в области инженерии, а также степень MBA. До прихода в WorldSkills International он работал инженером по проектам, консультантом по продажам, технико-коммерческим инженером, консультантом по вопросам профессиональной подготовки, а также владел консалтинговой компанией. Первоначально Дэвид специализировался на промышленной автоматизации и управлении технологическими процессами, но затем сконцентрировался на обучении, консалтинге, развитии бизнеса и повышении продуктивности. Он работал с ведущими международными корпорациями, а также консультировал как крупные предприятия, так и малый бизнес.
Беседовал Тимур Галиев