Стимулировать жителей ставить счетчики газа и сделать невыгодными махинации с этими приборами учета планирует минстрой. Ведомство разработало поправки в правила поставки газа для нужд населения.
В поправках предусмотрено введение повышающих коэффициентов при расчетах за газ для тех, кто должен был, но не поставил прибор учета, а также тех, кто попытался скрутить показания счетчика.
Изменения должны укрепить платежную дисциплину и повысить безопасность газоснабжения, говорится в сопроводительных документах к проекту. Уточняется порядок проведения проверок газифицированного жилья, предусматривается информирование поставщиком абонента о приближении срока проведения поверки счетчика, о наличии у него задолженности, о проведении проверки показаний прибора учета, сохранности пломб.
Предполагается, что изменения вступят в силу с марта 2023 года и будут действовать шесть лет.
Основная цель проектируемых изменений – ужесточение борьбы с незаконным потреблением газа, говорит эксперт Народного фронта Павел Склянчук.
“Выявление случаев использования магнитов, врезок и прочего вмешательства в газопроводную сеть повлечет перерасчет объемов потребления по максимуму – как будто человек использовал газ на максимальную мощность 24 часа в сутки. Если прибор учета будет выведен из строя, что будет выявлено во время проверки, а собственник об этом не сообщил, то газовщики также пересчитают показания по нормативу потребления”, – говорит Склянчук.
Контроль газового оборудования и поверка счетчиков являются важными мерами не только регулировки потребления, но и безопасности, говорит первый вице-президент “ОПОРЫ России” Павел Сигал. Значительная часть помещений еще не оснащена приборами учета газа. Однако тарификация по счетчикам в конечном итоге оказывается более выгодной для потребителей, отмечает он.
Разбор правовых аспектов ЖКХ от экспертов “РГ”
Проект касается двух важных вопросов, поясняет председатель правления МОО “Гильдия инженеров газового оборудования” Станислав Митюшин. Во-первых, появится возможность осуществлять поставку газа абонентам, которые находятся в стадии согласования и подписания договора поставки газа, без дополнительных санкций к абоненту. Наиболее вероятно, что на фоне текущей массовой газификации задержки в заключении договоров поставки отнюдь не являются виной абонентов, говорит он.
Второй круг вопросов связан с формализацией процессов учета потребленного газа. Не секрет, что несмотря на многолетние попытки заставить абонентов устанавливать индивидуальные счетчики, этот процесс так и не носит массовый характер, так как требует от жителей расходов на приобретение и установку счетчика (от 5-6 тысяч до 30 тысяч рублей и выше), отмечает Митюшин. Закон делит абонентов на тех, у кого потребление менее двух кубометров газа в час (например, это квартиры с газовой плитой), и на тех, у кого больше (это может быть квартира с плитой и газовой колонкой или частный дом). Постановление направлено на то, чтобы абонентов с потреблением свыше двух кубометров фактически принудить к установке прибора учета либо они должны будут обосновать техническую невозможность установки, говорит Митюшин. В противном случае платежи будут в дальнейшем выставляться с повышающим коэффициентом 1,5. Подобные подходы, учитывая множественность абонентов, подпадающих под данные требования, приведут как минимум к росту расходов граждан. Кроме того, это потребует дополнительных субсидий со стороны органов соцзащиты для малообеспеченных, отмечает эксперт.
Абонентам-нарушителям могут увеличить платежи в десять раз
Также постановление дает слишком большие полномочия поставщику газа, считает Митюшин: фактически позволяет ему единолично делать выводы о неисправности прибора учета, возложении на абонента санкций в виде перерасчета за уже прошедшие периоды вплоть до применения повышающего коэффициента 10 (то есть в десять раз больше). Такой подход приведет к существенному росту споров между абонентами и поставщиками, считает он.
Некоторые моменты в проекте документа спорны, считает и Склянчук. Есть риски, например, в том, что подтверждать факт вмешательства в газопроводную сеть, недопуска при проверках оборудования смогут не только органы власти в лице жилинспекций, но и представители управляющих компаний. “Такой “драконовский подход” свойственен только газовщикам. Отчасти это связано с повышенной опасностью использования газа в быту, с другой стороны, проблема в том, что регуляторная политика прописывается на уровне подзаконных актов, а не в Жилищном кодексе”, – отмечает он.
Текст: Марина Трубилина, Российская газета.