Пётр I на своей яхте (справа) рассматривает голландский фрегат «Пётр и Павел» во время своего возвращения в Санкт-Петербург. Картина голландского художника Абрахама Сторка 1698-го года.

Флаг дня: бело-сине-красный

Первое появление российского триколора, флаг России над Аляской, чёрно-жёлто-белый флаг, а также бело-лазорево-алый на пути к и возвращению исконного знамени.

Первый российский бело-сине-красный флаг мир увидел 16 августа (6 по старому стилю) 1693 года, когда Пётр I выходил в Белое море на яхте «Святой Пётр» с отрядом боевых кораблей. Это знамя называлось «флаг царя Московского». Его оригинал хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Флаг царя Московского, 1693 год.

Такие знамёна можно встретить и на картинах, посвящённых визиту русского Великого посольства в Нидерланды в 1697-1698-х годах, за авторством голландского художника-мариниста Абрахама Сторка (Abraham Storck). В марте 1697 года Пётр I в составе посольства отправился в Голландию, Англию и Венецию. В Амстердаме Пётр I, чтобы глубже понять все тонкости создания флота, почти пол года проработал плотником на судоверфи Ост-Индской компании под руководством известного корабельного мастера Класа Поля.

На картине Сторка 1698 года Пётр I изображён на своей яхте во время своего возвращения в Санкт-Петербург, рассматривающим голландский фрегат «Пётр и Павел», в строительстве которого он принимал непосредственное участие. На яхте справа от фрегата можно обратить внимание на бело-сине-красные флаги с двуглавым орлом.

Пётр I на своей яхте (справа) рассматривает голландский фрегат «Пётр и Павел» во время своего возвращения в Санкт-Петербург. Картина голландского художника Абрахама Сторка, 1698 год.

Первым российским морским торговым флагом также стал сине-бело-красный триколор. Есть предположение, что одним из вариантов флага для торговых судов, был триколор с синим Андреевским крестом. Оба варианта описаны в книге Карла Алларда (Carel Allard) «Новое голландское корабельное строение» (Nieuwe Hollandse scheeps-bouw) 1695-го года.

Российские знамёна из книги Карла Алларда (Carel Allard) «Новое голландское корабельное строение», 1695 год.

31 января (20 по старому стилю) 1705 года Пётр I издал указ «О флагах на торговых речных судах». Согласно этому указу устанавливался флаг, который должен был подниматься «на торговых всяких судах, которыя ходят по Москве реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов». В 1709 году Пётр I лично редактировал таблицу флагов «Изъявление морских флагов». Согласно его редакции бело-сине-красный триколор отмечен как «обычайно торговых и всяких российских судов флаг».

Черновики российского знамени, сделанные лично Петром I в 1699 году. Источник: Николай Устрялов “Карты, планы и снимки к четвертому тому истории царствования Петра Великого”, 1863 год.

В 1720-ом году Пётр I утверждает Морской устав, в котором прописывается, что «корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатой трёх колеров: белой, синий, красной».

Морской торговый флаг России, впервые описанный в 1705-ом году и утверждённый Морским уставом 1720-го года.

Стоит также отметить первый флаг, дарованный российскими властями частной компании, флаг Российско-американской компании. Этот флаг был утверждён Александром I в 1806-ом году. Компания должна была использовать его как морской и крепостной флаг. Несмотря на название, Российско-американская компания не имела американского финансирования, членами её правления были русские купцы и офицеры, её цели и задачи отвечали исключительно российским интересам, а именно колонизации Нового Света. Флаг Российско-американской компании развевался над Аляской вплоть до её продажи Российской империей Соединённым Штатам Америки в 1867-ом году.

Флаг Российско-Американской компании, вариант 1835-го года. Источник: «Собрание Штандартов, Флагов и Вымпелов, употребляемых в Российской империи», 1835 год.

В 1883-ем году бело-сине-красный флаг был объявлен «русским флагом», а в 1896-ом признан «во всех случаях русским национальным флагом». Затем с 1858-го по 1896-ой годы параллельно со стандартным триколором использовался чёрно-жёлто-белый Гербовый флаг Российской империи.

«Александр II и шах Наср-эд-Дин во время парада на Царицыном лугу в 1873 году», Михай Зичи, 1873 год.

В 1918-ом году после революции триколор сменил красный флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. После Августовского путча 22 августа 1991-го года Верховный Совет РСФСР постановил признать исторический флаг России официальным Национальным флагом Российской Федерации: «До установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России — полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос — официальным Национальным флагом Российской Федерации». 1 ноября 1991 года на пятом съезде народных депутатов РСФСР бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён в качестве государственного флага.

Национальный флаг РСФСР с 22 августа 1991 года, государственный флаг РСФСР с 1 ноября 1991 года, а также государственный флаг Российской Федерации до 11 декабря 1993 года.

11 декабря 1993 года накануне принятия новой Конституции Борис Ельцин подписал указ «О Государственном флаге Российской Федерации»:

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Таким образом в Россию вернулся исконный бело-сине-красный триколор. Однако до осени 2008-го года использовать его могли лишь органы государственной власти и морские и речные суда из реестра судов России. Тогда в закон «О Государственном флаге Российской Федерации» было добавлено положение о том, что:

Допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации.

Оставьте комментарий

Exit mobile version