Леониду Куравлеву 8 октября исполняется 85 лет. Фильмы с ним разобраны на цитаты, да что и говорить – представить кого-то другого в роли беспечного сантехника Борщова, обаятельного Жоржа Милославского и других сегодня просто невозможно. “Сколько мне раз говорили простые люди на улице: домой идёшь, на работе что-то не так, да и дома тоже, приходишь, включаешь “Ивана Васильевича”… и жизнь – опять жизнь, и радуешься”, – сказал в одном из интервью артист. И это чистая правда.
“Российская газета” поздравляет Леонида Вячеславовича и вспоминает роли, за которые мы его так любим.
“Живет такой парень”, Пашка Колокольников, 1964
Этот фильм стал первой встречей двух будущих друзей – Василия Шукшина и Леонида Куравлева. “Вот я сказал – “дружба”. Я осторожен в этом смысле, понимал, что это за фигура – Василий Шукшин. Но сам Василий Макарович в одном из очерков написал, что мы друзья. Сам я бы не осмелился сказать”, – говорил в интервью Леонид Куравлев.
Действие фильма разворачивается на Алтае, главный герой – водитель грузового автомобиля Паша Колокольников – работает на Чуйском тракте. Он простой и веселый парень, “душа компании”, любит свою работу, всегда готов помочь и мечтает о настоящих чувствах. Леонид Куравлев не раз отмечал, что на своего героя он похож характером – может, потому все и удалось, а фильм был отмечен призом “Лев святого Марка” Венецианского кинофестиваля-1964.
“Живет такой парень” можно смело назвать счастливым билетом актера: “С лёгкой руки Шукшина я стал очень много сниматься, он как бы предложил меня режиссёрскому сообществу: “Обратите внимание на этого артиста – Куравлёв его фамилия”. И на меня обратили внимание”.
В век спецэффектов, компьютерной графики и искушенных зрителей новость о том, что советский фильм “Вий” признали одним из самых страшных в истории, выглядит странной. Но это так. Причем рейтинг составляло авторитетное зарубежное издание Inderwire, а вовсе не любители нашего старого доброго кинематографа.
Дуэт Леонида Куравлева, сыгравшего Хому Брута, и Натальи Варлей – Панночку, советский зритель оценил – фильм сразу вырвался в лидеры проката и даже был куплен для показа на Западе. И для всего кинематографа СССР, и для молодых артистов “Вий” стал настоящим прорывом. Как водится, съемки обросли большим количеством мистических историй. “Я получил большое наслаждение. Это счастье – сняться в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру”, – говорил Куравлев.
“Золотой теленок”, Шура Балаганов, 1967
Параллельно с фильмом ужасов Леонид Куравлев снимался в жизнерадостном “Золотом теленке” – и даже не всегда успевал с одних съемок на другие. На роль Шуры Балаганова пробовался сначала Вячеслав Невинный, но режиссёр Михаил Швейцер отдал роль Леониду Куравлеву. Актёр уже был знаком и режиссеру, и Сергею Юрскому – они вместе снимались у Швейцера в его предыдущем фильме “Время, вперёд!”, и на съёмочной площадке у них было полное взаимопонимание.
Надо сказать, что сам фильм был неоднозначно встречен критиками, но именно Шуру Балаганова они отметили – Леонид Куравлев, по их мнению, смог воплотить образ, который практически совпадает с романным: он нелеп, добр и смешон одновременно.
“Иван Васильевич меняет профессию”, Жорж Милославский, 1973
В творческой биографии Куравлева Жорж Милославский – еще один образ вора (как и Шура Балаганов). Но здесь уже это мастер своего дела, впрочем все равно вызывает у зрителя он только положительные эмоции. Кстати, чтобы стать Милославским в фильме “Иван Васильевич меняет профессию”, Куравлеву пришлось выдержать конкуренцию с кумирами зрителей Андреем Мироновым и Георгием Юматовым!
В этом фильме как нигде проявился дар импровизации актера. В сцене, когда Милославский грабил квартиру Шпака, он должен был говорить: “Храните деньги в сберегательной кассе”. Куравлев попросил у режиссера разрешения добавить: “Если они у вас, конечно, есть!”. Ну а на ручке, которую Милославский вручает послу, на самом деле была нарисована обнаженная девушка. Ее, естественно, вырезали из кадра.
“Афоня”, Афанасий Борщов, 1975
Беззаботного слесаря-сантехника Афанасия Борщова полюбила вся страна, а между тем на эту роль Георгий Данелия рассматривал сначала совсем других актеров: “Было три кандидатуры – польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели”.
Российская газета/Фото: Википедия, CC0