Сейчас почти все скейт-парки страны завалены снегом да и ковидные ограничения пока действуют, однако спортсмены и зрители готовы принять участие в крупных соревнованиях следующего сезона сразу, как это станет возможным, тем более, что сезон в этом году начался гораздо позже, чем обычно. Многие соскучились по своим любимым площадкам и ждут шанса их посетить. Чтобы восполнить недостаток катания и общения в этом году, мы публикуем два интервью с участниками первых Всероссийских городских игр Urban Games в новом экстрим-парке «Урам» в Казани. Наш первый собеседник — Илья Сёмин — двадцатиоднолетний райдер из Подмосковья и серебряный призёр Urban Games. В интервью он рассказал о своём знакомстве с BMX, об особенностях катания в разных скейт-парках, о том, как можно сочетать работу и профессиональный спорт и дал несколько советов новичкам.
Как вы пришли в BMX?
Всё началось три с половиной года назад. Тогда я жил в районе Москвы и у меня был друг, который был старше меня на два года, и он катался на BMX. Он катался на любительском уровне. Как-то мы пошли гулять и я попробовал покататься на его велосипеде. Мне понравился этот прикольный велик, на котором можно попрыгать и что-нибудь поделать. Решил, что хочу купить себе BMX и начать как-то развиваться в этом спорте. Устроился на работу, заработал свои самые первые деньги и купил свой самый первый велосипед. Потом родители помогали мне покупать более крутые велосипеды, потому что мой первый велосипед был достаточно плохого качества. Дальше я развивался, занимал места на соревнованиях и мне давали кое-какие детали. Сейчас у меня появились партнёры — магазины, которые дают детали и помогают с поездками. Плюс мне, как участнику, помогает сборная. Вот такое начало моей спортивной жизни.
Вы здесь не только ради соревнований?
Я прилетел сюда ради Urban Games. Как участника сборной Подмосковья, меня отправили сюда ещё как на сборы, чтобы я готовился, тренировался и понял какого это кататься на таких больших фигурах, потому что это первый парк в России таких размеров. Размеры фигур здесь как раз для того, чтобы готовиться к мировым соревнованиям. В России, к сожалению, пока нет таких больших фигур и таких скейт-парков.
Получается в Москве с этим пока ещё не всё как надо?
В Москве есть скейт-парки, но они меньшего размера, и готовиться в них к чемпионатам и кубкам мира, к сожалению, не представляется возможным. Фигуры сами по себе меньше, чем построенные в Казани. Здесь ребята строили именно с тем уклоном, что все российские райдеры станут приезжать сюда и готовиться здесь к соревнованиям. BMX стал олимпийским видом спорта и у нас в России проходят этапы кубка мира. На таких соревнованиях фигуры намного больше, чем в России бывают вообще. И «Урам» парк в Казани — это первый парк в России, соответствующий этому уровню.
Сейчас в Москве достаточно большое количество скейт-парков, как крытых, так и уличных. К сожалению, до этого года был только один крытый скейт-парк достаточно плохого качества, но в этом году открылся скейт-парк получше, где есть и поролоновая яма, и резиновое приземление, чтобы оттачивать трюки по нарастающей. То есть ты попробовал трюк в поролон, как бы в безопасной обстановке, потом пробуешь на резиновое приземление, оно мягкое, и если падаешь, то не получаешь сильных травм. Потом идёшь оттачивать трюк уже на жёстких фигурах. А так в Москве на летний период достаточно много скейт-парков, они довольно разнообразны, но нет такого уровня, как в Казани.
Но с крытыми парками ситуация у вас всё же лучше?
Да, у нас их больше. Здесь есть один парк — Cultura Park. Павел Елсуков, который сегодня вёл соревнования, сам его построил в этом году. Сейчас рядом с «Урам» парком строится ещё один крытый парк. Надеюсь, что он будет очень крутой и все райдеры России будут приезжать сюда тренироваться. В открытую зону «Урама» уже хотят приехать ребята со всей страны. Например, мы в BMX сообществе все друг с другом общаемся в разных городах и ребята из Красноярска, из Нижнего Новгорода, из Москвы, все хотят приехать сюда потренироваться. Потому что это реально крутой парк и его размеры завораживают. Мы приехали за два дня до соревнований и прикататься к нему было нереально. Фигуры действительно отличаются от того, к чему мы привыкли. Здесь вообще голова начинает работать по-другому, ты по-другому начинаешь формировать свою попытку, решаешь как тебе ехать, какие трюки и как делать.
Раньше вы ездили так только в Краснодар?
Да, в Краснодар приезжают почти все райдеры страны. Там до сих пор работает единственная площадка в России, которая более-менее подходит для хороших тренировок, но всё же она не такая крутая, как казанская. Она отличается размерами фигур и сам парк довольно уже староват, там очень мягкая фанера, где-то есть дырки, в общем, ему требуется ремонт. А здесь офигенная площадка!
Вы катались в футболке USPORTS, это ваши партнёры?
Да, это мои партнёры, магазин USPORTS из Санкт-Петербурга. Они поддерживают меня деталями и спонсируют поездки.
Как получить такое спонсорство?
Победил в двух их контестах в Питере. Я приезжал туда два года назад, занял первое и второе место и они мне предложили работать с ними. Я согласился. Почему нет? Я знаю всех ребят, которые там работают, катаются за него, их тим менеджера, очень хорошо с ними общаюсь. Тим менеджер знает как хорошо я катаюсь и как развиваюсь. Да, конечно, у меня не такой высокий уровень, как у некоторых других, но я всё таки развиваюсь, хоть и катаюсь меньше по времени, чем многие райдеры, которые сегодня выступали. Однако я всё равно показываю хороший результат.
Это видно. После такого падения сразу же бэкфлип и флеер! (Сальто назад и также сальто назад, но с разворотом на 180 градусов — прим. ред.).
Ну, я эти трюки каждый день делаю, стараюсь кататься каждый день. У меня есть свой тренер (тренер от сборной), который меня обучает, даёт советы и помогает психологически. Я ему очень благодарен. Он всегда говорит, что если ты упал, то не расстраивайся, отпусти ситуацию и продолжай попытку без эмоций. Вот я и продолжил её.
У вас бывали травмы от падений?
У меня сейчас растяжение связок голеностопа и передней крестообразной связки. Сегодня чисто на морально-волевых стараюсь.
Насколько я знаю, большинство райдеров или обучают друг друга, или занимаются по обучалкам в интернете. Как вы учили трюки?
Изначально я учился по видосам, потом начал общаться с профессиональными райдерами. Я очень быстро вошёл в BMX сообщество, хотя ничего не умел. И такие ребята, как Костя Андреев, Ирек Ризаев и многие другие российские райдеры топового уровня начали со мной общаться и помогать советами, да и вообще, как-то меня подталкивать на разные трюки. Поэтому я катаю на более высоком уровне, чем те ребята, которые катаются дольше, но их уровень чуть ниже. Не хочу себя как-то превозносить, но всё таки я стараюсь кататься каждый день и ребята меня поддерживают, всегда мне объясняют где у меня ошибки и как мне их исправить.
Чем вы занимаетесь помимо BMX?
Работаю. Я получил образование по управлению гостиничным и ресторанным бизнесом. И теперь работаю менеджером ресторана В рабочие дни я в ресторане в костюме, а в свободное время тренируюсь на BMX и мне это очень нравится. Все мои коллеги подписаны на мой инстаграм и офигевают от того, что я делаю.
То есть профессиональную деятельность можно совмещать с профессиональным спортом?
Конечно. В любом случае всё зависит от твоего собственного желания и от того, как ты распоряжаешься своим временем и силами. Я могу отработать двенадцать часов и пойти покататься два часа, но эти два часа мне дадут больше, чем четырёхчасовая тренировка. Потому что я всегда ставлю цель: покататься и выучить трюк или что-то отстабилить. Так что совмещать работу и спорт или учёбу и спорт можно. Ещё раз, всё зависит от твоего желания и от того, как ты распоряжаешься своим временем.
Если кто-то из ребят захочет заняться BMX, что бы ты им посоветовал?
Смотря какой возраст. Кататься я советую, потому что это очень крутой и зрелищный спорт, он развивает во многих направлениях. Конечно, он травмоопасный, но можно и просто, идя пешком, ногу сломать. Советую объяснить родителям, что это в прежде всего олимпийский вид спорта. Когда ребята в 13-14 лет начинают кататься, у них не совсем развиты мышцы рук, ног, корпуса, но как только начинаешь катать на BMX, всё тело начинает тренироваться, потому что в этой дисциплине задействуются не только ноги. Посоветую не гнаться сразу за крутым железом. Мой первый велосипед стоил пять тысяч рублей, я его купил на «Авито». Это был какой-то жёсткий и тяжёлый велосипед и весил он шестнадцать килограмм. Тогда я сам весил пятьдесят килограмм и мне было очень тяжело. Я пытался его как-то апгрейдить, потом мне начали немного помогать родители и, в конце концов, я вышел уже на крутое железо. Так что не надо сразу гнаться за крутым велосипедом, надо сначала купить какой-нибудь обычный велик по вашему бюджету, чтобы понять нравится ли тебе этим заниматься, хочешь ли ты дальше развиваться в этом направлении. И только потом апргрейдить велосипед как тебе угодно. Вот и всё.
Беседовал Тимур Галиев