О том, что ждет отечественную разведку в ближайшие десятилетия, размышляет директор СВР
20 декабря 2020 года исполняется 100 лет с момента создания Иностранного отдела ВЧК, преемницей которого является современная Служба внешней разведки Российской Федерации.
Вековой юбилей — событие знаковое. Прежде всего это весомый повод подвести некоторые итоги, подвергнуть тщательному анализу достигнутые результаты, обдумать дальнейшие планы, наметить долгосрочные ориентиры. О богатой истории отечественной разведки уже сказано немало, особенно в последнее время. Поэтому хочу поделиться некоторыми соображениями относительно нашего будущего.
Устремленность вперед — это отражение сути внешней разведки, главный смысл ее деятельности.
Каким станет мир завтра? Каким новым рискам и угрозам нам предстоит противостоять? Как нужно действовать, чтобы вызовы превратить в возможности, а возможности — в реальные блага и достижения? Такими вопросами задаются очень многие люди: государственные деятели и политики, экономисты, ученые, наконец, просто неравнодушные граждане. Находится даже масса желающих дать на них свой ответ (в том числе астрологи и предсказатели, коих сейчас появилось немало). Но делать это должны прежде всего серьезные аналитики. Ну и, конечно же, разведчики.
В душе я оптимист и верю, что наша цивилизация когда-нибудь обязательно выработает разумную и гармоничную форму мирного сосуществования. Но, к сожалению, путь к этой «эре милосердия» труден и тернист.
Конечно, человечество движется вперед. Налицо бурный научно-технический прогресс, особенно в сфере цифровых технологий. Все больше внимания уделяется вопросам защиты окружающей среды, рационального использования жизненно важных ресурсов. Имеется немало примеров самого тесного и продуктивного международного сотрудничества в борьбе с этими и некоторыми другими глобальными проблемами. Все больше людей из разных стран осознают, что Земля — наш общий дом, она у нас одна, и сберечь ее можно только общими усилиями.
Однако современный мир меняется не только в лучшую сторону. Формирование многополярности сопровождается ростом «турбулентности» во многих сферах. Многие тревожные явления, которые прежде рассматривались в гипотетическом плане, приобретают вполне реальные очертания.
Усиливается конфронтация на международной арене. В борьбе за влияние, ресурсы и рынки все чаще доминирует «право силы». Национальный эгоизм порой берет верх там, где требуется консолидация усилий многих государств. Международные институты, призванные обеспечивать безопасность на планете, не всегда способны эффективно решать возложенные на них задачи.
Печально, что в год 75-летия завершения самого страшного за всю историю человечества вооруженного конфликта вновь приходится говорить о военной угрозе. Наша страна делает все возможное, чтобы ни одно государство на планете не решилось преднамеренно развязать новую мировую бойню. Однако нельзя не замечать активного бряцания оружием в самых различных уголках мира, неуклонного снижения порога применения силы, все более изощренных провокаций в очагах напряженности. На этом фоне существенно увеличивается вероятность спонтанного боестолкновения, а также его разрастания до значительных масштабов. Люди нашей профессии хорошо знают, насколько легко разгораются войны и как трудно затем вернуться к миру.
Кризисы и конфликты — особая тема. Их причины, масштабы и продолжительность могут быть различными. Однако каждый из них несет потенциальную угрозу обострения и дестабилизации обстановки в целом регионе. Проблема усугубляется сложностями поиска путей разрешения многих давних и глубоких противоречий. Свежий пример тому — очередной рецидив боевых действий в зоне многолетнего конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Настоящим бичом не только нашего времени, но и обозримого будущего представляется терроризм. Его фанатичные адепты ради своих фантасмагорических целей готовы принести в жертву жизни ни в чем не повинных людей, как и свои собственные. Они калечат не только тела, но и души. Ядовитая идеология ломает человеческое сознание, стирает грани различия между добром и злом. Эта зараза вездесуща и многолика, она стремится расползтись по всему свету и поразить как можно больше людей. Бороться с ней нужно всем миром, всеми доступными средствами и методами — от публичного разоблачения лжепророков и их безумных идей до прямого силового отпора.
Даже достижения научно-технической революции наряду с очевидным положительным эффектом могут таить скрытую угрозу. Уже сейчас приходится считаться с возможностью злоупотребления достижениями генной инженерии, методами воздействия на природную среду. В дальнейшем количество таких рисков существенно возрастет.
Новым полем битвы становится информационное пространство. Речь идет не только о шпионских программных закладках в поставляемом из-за рубежа компьютерном оборудовании и кибератаках на критические объекты инфраструктуры. Все более явно прослеживаются масштабные попытки деструктивного воздействия на человеческое сознание.
В сфере мировой экономики объективные трудности усугубляются рецидивами примитивного блокового мышления времен «холодной войны», а также различными приемами недобросовестной конкуренции, от тщательно завуалированных до прямолинейно агрессивных.
Словом, проблем на международной арене немало, и в один день их не разрешить. Те из них, которые затрагивают безопасность Российской Федерации, находятся и будут оставаться в поле зрения СВР России.
Иногда меня спрашивают, кого российская разведка считает своими врагами, против каких государств направлена ее деятельность. Подобная постановка вопроса, может быть, вполне правомерная полвека назад, не отвечает современным реалиям. Я всегда говорил и повторю еще раз: мы не работаем против каких-либо стран, даже если действуем на их территории. Наши усилия направлены исключительно на предотвращение угроз безопасности и интересам Российской Федерации.
Перечень этих угроз не составляет какой-либо тайны: ознакомиться с ним может каждый желающий, изучив Стратегию национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года №683), находящуюся в открытом доступе. Примечательно, что многие из отмеченных в данном документе негативных факторов угрожают не только нашей стране, но и всей человеческой цивилизации.
Что же касается конкретных зарубежных субъектов (государства, международные организации, общественно-политические, коммерческие и промышленные структуры, отдельные лица), то они интересуют нас только в привязке к указанным угрозам.
Может быть, кому-то покажется удивительным, что СВР России стремится к широкому сотрудничеству с иностранными спецслужбами. У нас нет «заклятых врагов», за исключением террористов и преступников или уж вовсе одиозных режимов. Конечно, нельзя отрицать соперничества и конкуренции разведок. Время от времени происходят различного рода «недоразумения» и «конфликты интересов», некоторые из них становятся достоянием гласности. Плохо, когда наши зарубежные коллеги порой вовлекаются в сомнительные интриги, недостойные настоящих профессионалов. Но все же, на мой взгляд, такие случаи вовсе не являются «фатально неизбежными» и свидетельствуют скорее о негативном общеполитическом фоне, нежели о непримиримой вражде разведчиков разных стран. Мы со своей стороны вполне осознаем, что характер современных вызовов требует международной консолидации ответных и особенно упреждающих усилий и готовы к доверительному диалогу и конструктивному взаимодействию со всеми, кто проявит добрую волю.
Официальные представители СВР России, и я в том числе, открыты к общению со средствами массовой информации (как отечественными, так и зарубежными). Мы придаем этой работе большое значение. В этом легко убедиться, ознакомившись с обзором публикаций на официальной интернет-странице службы.
Однако следует признать, что с некоторыми «собеседниками» строить диалог весьма проблематично. Уровень их «зомбированности», зацикленности на скандальных темах, не имеющих никакого отношения к нашей организации, превосходит все разумные пределы. Они абсолютно не слышат, что им говорят, и даже не пытаются это сделать. Тексты подобных так называемых интервью пишутся подневольными «чернорабочими информационной войны» под диктовку «заказчика» еще до того, как состоялся разговор. Бывает и так, что содержание беседы получает весьма вольную трактовку, подается крайне тенденциозно. Это не только непрофессионально, но и просто непорядочно. Разумеется, подобные контакты лишены смысла.
Можно услышать мнение, что разведка является орудием войны, инструментом агрессии. Не берусь говорить за все спецслужбы планеты. Но от имени СВР России со всей ответственностью заверяю, что нашей главной задачей является сохранение справедливого мира. Добываемые нами сведения помогают руководству Российской Федерации составить более полное и четкое представление о международной ситуации, своевременно принять важные политические решения, направленные на предотвращение обострений, купирование потенциальных угроз на самой ранней стадии.
В истории можно найти немало примеров, когда именно недостаток достоверных данных, а то и дезинформация о намерениях и возможностях соперников стали причиной принятия ошибочных решений и даже развязывания войн. Неверно истолкованные действия оппонента, недооценка его оборонного и промышленного потенциала, неспособность найти мирное решение проблемы подталкивали конфликтующие стороны к опрометчивым шагам, которые влекли за собой самые тяжкие последствия.
Так что для разведчиков самой победоносной является та война, которую удалось предотвратить. Хочу особо подчеркнуть, что именно такой подход позволяет нам находить верных друзей и надежных соратников среди прогрессивно мыслящих людей из самых различных государств мира. Напомню, что это право предоставлено нам действующим законодательством (п. 1 cт. 6 Федерального закона от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке»). Благодаря нашим добровольным помощникам нам не раз удавалось упредить опасное развитие событий в целом ряде уголков планеты.
Специфика деятельности СВР России определяет высокие требования к ее сотрудникам. У нас сложился уникальный коллектив соратников и единомышленников, преданных Отечеству и убежденных в правоте своего дела. Разведчики — люди необычной судьбы. Избранная ими профессия накладывает отпечаток на весь жизненный уклад, формирует особые взаимоотношения с окружающими. Наряду с правилами и предписаниями в службе большую роль играют морально-этические нормы.
Мы бережно относимся к традициям, заложенным нашими предшественниками. Но в то же время стараемся идти в ногу со временем, создавать новые добрые начинания. В нашем деле остановиться в своем развитии, самоуспокоиться, почить на лаврах означает обречь себя на поражение.
Очень важен вопрос преемственности поколений. Для настоящего профессионала небезразлично, кто придет ему на смену, примет эстафету и передаст ее дальше. Для разведки это значимо вдвойне — ведь у нас процесс подготовки молодого пополнения занимает не один год и начинается с тщательного отбора достойных кандидатов.
Если говорить о конкретных требованиях к будущим разведчикам, то здесь, на мой взгляд, главную роль играет наличие чувства патриотизма и ответственности за судьбу своей страны, а также развитых морально-волевых качеств, внутреннего стержня. Остальное (в частности прикладные способности) можно развить путем упорных тренировок. Нужные специальные знания и навыки наша молодежь получает в Академии внешней разведки — уникальном учебном заведении, являющемся кузницей кадров для службы на протяжении более чем восьми десятилетий. Академия располагает очень сильным профессорско-преподавательским составом, основной костяк которого составляют опытные оперработники, имеющие за плечами не одну загранкомандировку. Могу сказать, что мы не жалеем средств и усилий для поддержания потенциала АВР на самом современном уровне. Это, как выражаются деловые люди, «инвестиция в будущее».
Начатый в академии процесс обучения и воспитания молодого пополнения продолжается в подразделениях СВР России. Ярким, запоминающимся событием является так называемое посвящение в разведчики. В нынешнем, юбилейном году такое мероприятие впервые состоялось у памятника героям разведки, недавно открытого на территории нашей штаб-квартиры. Тем самым положено начало новой традиции для последующих поколений, которые через некоторое время будут определять облик службы во втором столетии ее истории.
Жизнь вокруг нас меняется стремительно, масштабно, порою непредсказуемо. То, что еще совсем недавно воспринималось как несбыточные фантазии, становится обыденной реальностью. Напротив, вещи, казавшиеся незыблемыми, уходят в прошлое. В службе ведется тщательный анализ ключевых тенденций развития современного мира (наиболее значимые я уже отметил выше), их влияние на задачи и условия разведывательной деятельности. Соответственно, модернизируются внутренняя структура СВР, ее техническое оснащение, подходы к организации работы. При этом мы учитываем критерии не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
Какой станет наша служба через несколько десятилетий? Можно с высокой вероятностью прогнозировать, что от ее сотрудников обязательно потребуется умение усваивать и применять на практике передовые знания, свободно оперировать категориями информационного века, мыслить творчески и нестандартно, успешно адаптироваться к динамично меняющейся обстановке.
Ведь разведчикам будущего по роду службы предстоит, выражаясь математическим языком, постоянно «решать системы уравнений высокого порядка со многими неизвестными», действовать в условиях «высокой степени неопределенности» и «жестких ограничений по временному параметру». Справиться с этим непросто. Но в этом и заключается главная особенность их работы.
Конечно, наши последователи будут в чем-то отличаться от нас. Ведь каждое поколение стремится сформировать свой взгляд на окружающий мир, свою систему ценностей. Но я верю, что и в будущем основные нравственные ориентиры российских разведчиков останутся неизменными и слова на знамени СВР России «Отечество, доблесть, честь» станут для них, как и для нас сейчас, главным жизненным лозунгом.
Автор: Сергей Нарышкин
Источник: сайт Службы внешней разведки Российской Федерации