С 7 по 21 марта 2020 года в Казани уже в 13-й раз состоится Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». Пока публика и музыканты в ожидании концертов и мастер-классов мы публикуем наше интервью с одним из участников предыдущего XII фестиваля, французским гитаристом Филипом Муратоглу. Исполнитель поведал о своём пути в мир музыки, поделился своим мнением об уровне подготовки российских молодых музыкантов, а также рассказал о разности в игре и восприятии музыки разных народов.
Вы впервые в России?
Это мой второй визит в Россию. Два года назад меня впервые пригласили сюда на фестиваль «Классическая гитара в XXI веке».
То есть ваше знакомство с Россией началось в Казани?
Да, точно.
И как вы находите город?
О, он мне очень нравится! Здесь прекрасная публика и, по сравнению с Францией, очень тёплый приём. Мне нравятся люди, я чувствую себя очень комфортно среди русских. И я говорю это не потому что вы из России, мне и в самом деле здесь очень нравится (смеётся).
У вас очень плотный график, вы же буквально только что были в Самаре?
Этот тур начался в Ульяновске, где я дал концерт с оркестром. Потом Казань. Затем я приехал в Самару на ночном поезде, днём дал концерт и вечером поехал обратно в Казань на машине. В общем, да, плотная неделя.
А теперь вы участвуете в мастер-классах для молодых музыкантов?
Я не даю мастер-классы, только концерты и ещё я был членом жюри. Мы прослушали пятнадцать молодых гитаристов, у них очень высокий уровень, я был очень впечатлён. Хоть я даю не так много мастер-классов, но несколько лет преподавал гитару в Страсбургской консерватории, так что могу сказать, что мастер-классы везде практически одинаковы. Думаю, что можно сравнить с Францией, и я могу сказать, что здесь уровень подготовки у молодых гитаристов очень высокий.
Как вы заинтересовались гитарой?
Через рок-н-ролл. Когда мне было около десяти, мне очень нравилась эта музыка и я очень хотел так же играть на гитаре. Но начал с консерватории с классической гитары, там был очень хороший педагог, так что мне это очень понравилось и я никогда не переставал играть на классической гитаре. Не думаю, что этот путь такой уж редкий. Когда вы молоды вам хочется играть не классическую музыку, а какие-либо песни. Думаю, такое очень часто встречается.
Как насчёт джаза?
Я играю джаз, мне нравится эта музыка. Часто выступаю с джазовыми музыкантами и много практикуюсь. Но по большей части это всё-таки классическая музыка.
Кто оказал на вас наибольшее влияние?
О, таких много. Мои учителя: Пабло Маркес, Ролан Диенс и мой первый учитель, который не так известен, но тоже очень хороший исполнитель и педагог, Вим Хугерверф (Wim Hoogewerf) из Нидерландов. Они оказали большое влияние. Ещё хотелось бы перечислить некоторых гитаристов, которые мне импонируют: Пако де Лусия и бразилец Эгберто Жисмонти (Egberto Gismonti), он тоже значительно повлиял на меня. Ну, и, конечно, множество джазовых и классических гитаристов.
Какую музыку вы сейчас предпочитаете играть?
Что мне нравится в классической гитаре, так это то, что вы можете играть широкий спектр стилей. Мне очень нравится испанская музыка, я чувствую с ней родство, правда не знаю почему, ибо у меня греческие корни (смеётся). Мне очень нравится музыка двадцатого века, а из классики Мауро Джулиани. Конечно, ещё Эйтор Вила-Лобос. И мне кажется очень интересным иметь возможность играть музыку ренессанса. Конечно, она написана не для гитары, а для лютни и виуэлы. Сегодня мы можем играть очень богатый репертуар того времени.
Как вам Иоганн Бах в гитарном исполнении?
С Бахом у меня проблемы. Это, конечно, моё мнение, но я не думаю, что он хорошо подходит для этого инструмента, он хорошо звучит на лютне. По мне, звучание классической гитары по духу не подходит Баху. Я не слышал ни одной версии переложений Иоганна Баха для гитары, которую я бы назвал очень хорошей. И тут дело не в технике, тут дело именно в звучании. Эту мощь не передать на гитаре. Я слушал много кантат, мне они очень нравятся и я понимаю чем они хороши, но лично я никогда не слушаю Иоганна Баха в гитарном исполнении.
Как вы находите латиноамериканских композиторов для гитары?
Южная Америка очень богата традицией и вы можете найти её корни в современной музыке. Именно это и нравится нам в латиноамериканской музыке, там прослеживается большой след традиции. Но я не играю эту музыку, я француз и думаю, что музыканты из Латинской Америки чувствуют её гораздо сильнее, чем я вообще бы смог её прочувствовать и понять. Хоть мне и очень нравится её слушать, я не думаю, что это будет также интересно звучать, если её буду играть я. Эти ритмы… Как бы вы не играли, вы никогда не сможете сыграть, например, босанову как бразильцы (смеётся). Мне нравится играть бразильских композиторов, но это другое, потому что в этой музыке очень сильное европейское влияние. Тут есть то, за что я могу уцепиться, я чувствую, что имею право это играть.
Приедете снова на концерты и конкурсы в Россию?
Надеюсь, что да. Правда, если меня пригласят. А так, конечно, хотелось бы приехать снова.
Интервью с организатором и идейным вдохновителем фестиваля, виртуозом гитары Айнуром Бегутовым
Интервью и фото: Игорь Галиев
Материал подготовил Тимур Галиев