В стенах Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова с 5 по 7 октября проходила Международная Творческая школа “Искусство ансамбля”, посвящённая 100-летию со дня рождения Татьяны Алексеевны Гайдамович. В рамках мероприятия проводились концерты, мастер-классы и научно-практический семинар по вопросам камерно-ансамблевого исполнительства. По завершению мастер-классов нам удалось пообщаться с гостями из Польши. Нашими собеседниками стали профессора Академии музыки им. С.Монюшко в Гданьске Кшиштоф Сперски и Анна Прабуцка-Фирлей. Музыканты поделились своим мнением о занятиях со студентами, рассказали о своём пути в Казань, а также поведали о тонкостях игры в составе камерного ансамбля.
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего мероприятия?
Кшиштоф Сперски: Мы в Казани уже во второй раз, ещё когда уезжали из Польши, мы знали, что здесь очень высокий уровень, что музыканты играют очень хорошо в мировом сравнении. Студенты очень хорошо подготовлены, ученики, которые играли на мастер-классах тоже хорошо подготовлены, только чуть-чуть где-то что-то можно было сделать лучше. Сравнение очень хорошее, мы очень довольны.
Анна Прабуцка: Я могу сказать, что мне очень приятно, что приехали не только студенты, здесь также ученики из средних школ и колледжей.
К.С.: Ещё совсем ребята!
А.П.: Из детской музыкальной школы, они все умные. Можно прочувствовать, что музыка для них, прежде всего камерная музыка, это их жизнь, это их будущее. Они уже занимаются этой музыкой, это будет что-то очень хорошее. Им надо дальше играть, дальше учиться. У них хорошие педагоги, которые сегодня были здесь, очень заинтересованные, они слушали, принимали что мы говорили, что мы показывали, что мы играли с ними. Думаю, что такие встречи нужно делать везде и помногу. Потому что, когда кто-то уже вырастает и становится самостоятельным музыкантом, ему уже трудно что-то говорить. Я так говорю, потому что мне уже вблизи семидесяти лет, и могу сказать, что когда молодой человек заканчивает высшую школу, консерваторию, он думает, что всё знает и всё может. А это не так – в музыке всегда нужно искать что-то новое, стремиться к совершенству. Но в камерной музыке это очень трудно, сложно работать одному, потому что камерная музыка – это всегда несколько человек, двое, трое и более. И когда музыканты собираются вместе, они начинают играть лучше, когда кто-то со стороны слушает и что-то потом говорит. Это самая важная задача для всех.
К.С.: Здесь начинаются все связи. Молодые люди, которые начинают играть вместе, для них это огромная школа характера. Можно сказать, что в наше время весьма трудно так делать, жить вместе, чтобы человек знал когда надо уступить, отдать голос другому. Это большое социальное испытание. У нас в Польше я говорю, что если бы наши политики играли в трио или квартете, они могли бы договориться. Это дорога, на которой ты сможешь слушать себя и в тоже время слушать что хочет другой человек, что хотят сказать другие. Это тоже важно, а не только “Я”. Это самое главное в камерной музыке.
Давайте перейдём к вам, почему вы решили провести эти мастер-классы?
К.С.: Можно сказать, традиция.
С чего всё началось?
К.С.: Мы, как я уже говорил ранее, во второй раз в Казани. Такой жанр работы как здесь нам хорошо знаком – мы давали подобные мастер-классы в Южной Америке, в разных странах Европы, Азии, в Таиланде, например. И, знаете, в первый раз как приехали в Казань мы почувствовали себя здесь как дома. Люди здесь с открытым сердцем, очень хорошие, можно сказать, приятели. Мы это почувствовали. Потом нас спросила ваша консерватория: “Приедете к нам? Будут вновь такие мастер-классы.” С большой радостью! Это очень приятно, что мы можем опять приехать в Казань!
А.П.: Раньше мы вместе работали, можно сказать, с вашим первым мастером Александром Бондурянским из Московской консерватории. Мы познакомились много-много лет тому назад, мы работали в Европейской ассоциации и я почувствовала, что когда мы ещё не были знакомы, когда только встретились, мы говорили о камерной музыке этим самым языком. Всё принадлежит камерной музыке и эта задача для каждого играющего, эта задача для каждого педагога, чтобы он сказал: “Мы очень близко”.
Как вы сказали, это стало уже традицией, то есть мы можем вас ждать в следующий раз?
К.С.: С радостью (смеётся)!
А.П.: С радостью! Приедем, для нас очень приятно здесь находиться. Дорога длинная из Гданьска. Надо ехать более чем 12 часов, но это ничего, потому что это всё от сердца!
Кшиштоф Сперски – польский виолончелист, профессор Академии музыки им. С.Монюшко. Как солист и камерный музыкант выступал в большинстве городов – музыкальных центрах Польши, давал концерты в России, Иране, а также в странах Западной и Восточной Европы и Южной Америки. Являясь одним из основателей Гданьского трио более 20 лет назад (вместе с пианисткой Анной Прабуцка-Фирлей и кларнетистом Марком Шиллером), активно работает и сегодня. В качестве лектора принимал участие в мастер-классах и семинарах в Греции, Финляндии, России, Беларуси, Литвы, Латвии, Эстонии, Швейцарии, Чили и Перу.
Анна Прабуцка-Фирлей – польская пианистка, профессор Академии музыки им. С.Монюшко. Выступала в качестве солистки, в том числе в сопровождении симфонического оркестра, а также в составе камерных ансамблей в большинстве крупных городов Польши и за рубежом: в России, Иране и в странах Западной и Восточной Европы и Южной Америки. Принимала участие во многих престижных музыкальных фестивалях в составе Гданьского трио. Является инициатором и директором Международного конкурса камерной музыки им. Иоганнеса Брамса, который проходит в Гданьске каждые три года (с 1997). В качестве приглашенного профессора и аккомпаниатора в течение многих лет участвует в мастер-классах и семинарах в Германии, Швейцарии, Греции, Литве, Латвии, Эстонии, России, Беларуси, Финляндии, Чили и Перу.
Беседовал Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев