Уже завтра начнётся казанский этап авиагонок Red Bull Air Race, которые пройдут в Казани во второй раз. В преддверии чемпионата мы публикуем наше интервью прямиком с аэродрома KazanRing с одним из самых известных пилотов гонок Red Bull Air Race, двукратным чемпионом мира Кирби Чемблиссом. Пилот поведал о своём пути в авиаспорт, об истории авиагонок Red Bull и строительстве собственного аэродрома во дворе своего дома.
Известно, что с раннего детства вы занимались мотокроссом и потом перешли в авиацию. Почему вы решили поменять колёса на крылья?
Между этими событиями прошло довольно много времени. Я всегда любил гонки, любил скорость и адреналин, это объединяет эти два вида спорта. И когда я ещё занимался мотокроссом, уже тогда я хотел начать делать что-то подобное. Став немного старше я понял, что мне нравятся находится высоко в небе, да вообще всё захватывающее. Поэтому я участвую в гонках на мотоциклах, выступаю на соревнованиях по аэробатике и авиагонках. В общем всё, что поднимается высоко в небо.
То есть вы перешли в авиа потому что это быстрее и более экстремально?
Думаю ненамного больше, да. Однако мотокросс — физически очень сложная дисциплина, она выматывает вас полностью. И это за очень короткий период времени, этим он отличается от авиагонок. Но у них общая идея — вы должны стать первым.
Мы слышали, что у вас есть личная взлётно-посадочная полоса и ангар во дворе своего ранчо в Аризоне. Вы построили его самостоятельно?
Да. Ну, физически строил её не я, но я разработал этот проект. Купил землю и начал строил свой дом, но потом понял, что он всё выходит дороговато и поэтому продал часть земли. Так что другие люди тоже стали строится неподалёку, и мы сделали взлётно-посадочную полосу, я построил собственный ангар. Получилось очень хорошо. Главной причиной всей этой затеи была возможность для меня практиковаться каждый день прямо у себя дома.
Так вы там тренируетесь?
Да, раньше помногу летал, но теперь я отсутствую около двухсот дней в году, так что теперь тренируюсь я там не так часто.
Как проходят ваши тренировки?
Готовиться там к гонкам Red Bull сложновато, потому что у нас нет ворот и персонала, который ставит пилоны. Это немного усложняет тренировки. Однако готовится к высшему пилотажу я могу прямо у себя дома. Также можно мысленно разместить трассу с воротами и пройти её. Ещё можно взлететь и работать над переносимостью перегрузок. Таким образом, вы будете готовы к сильным перегрузкам при отклонении от трассы и единственным о чём вы будете беспокоиться будет то, как вы проходите через ворота.
Кстати о воротах, с 2014 году пилоны стали выше на 5 метров, так что теперь их высота составляет 25 метров. Как вы относитесь к таким нововведениям в гонке?
Я предпочитаю старую школу, мне нравится пролетать их по-настоящему низко. Раньше не было так много правил, вы могли пролетать настолько низко, насколько хотели. А теперь мы должны проходить ворота на высоте не меньше 10 метров над водой, иначе вы можете получить штраф или дисквалификацию. До этого мы пролетали практически над водой или землёй в зависимости от того, где проходили соревнования.
Раньше было больше экстрима?
Да, теперь это больше гонка на технику, тогда же как раньше все больше полагались на интуицию и собственные ощущения. У нас были более низкие и квадратные ворота, мы проходили их вертикально с одной грани, разворачивались и проходили также вертикально со следующей. Да, это создавало гораздо больше опасности, чем сейчас, однако я думаю, что в этом есть даже какой-то баланс.
Похоже, что здесь как и в любом другом молодом спорте появляется всё больше правил и ограничений?
Когда мы только начинали не было никаких правил — тот, кто сможет пройти все ворота быстрее всех, не задев пилон, станет победителем. Теперь здесь намного больше условий, но такая же ситуация и с “Формулой-1”, NASCAR, мотоциклами и так далее, всё так же. Они добавляют все больше и больше правил, так что каждый спорт определенно проходит через это.
Что вы ожидаете от предстоящий соревнований?
Я всегда ожидаю победу. Мы победили на Казанском этапе в прошлом году, так что я надеюсь повторить этот успех. Это было бы здорово. Трасса полностью поменялась, но я думаю, что у нас будут преимущества. В том году мне довелось летать при плохих погодных условиях и мы справились. Также понадобится немного удачи, если обстоятельства будут против нас. Я думаю, что в этом году мы тоже выиграем гонку.
Остаётся ли волнение с возрастом и опытом?
Я больше не нервничаю, все волнения давно прошли. Я всё также вхожу в раж, потому что всё также хочу побеждать, как и всегда. Соревнование — это в моём характере. Я выигрывал Национальный чемпионат по аэробатике пять раз подряд и затем дважды становился чемпионом Red Bull Air Race. Я упорно добиваюсь победы, я всегда хочу выиграть. Всё тоже чувство, всё также хочу победы.
Если я не ошибаюсь, вы практиковали элементы высшего пилотажа для работы на бизнес-джете и пришли в спорт из коммерческой авиации?
Много лет я летал на Boeing 747, был пилотом на частных реактивных самолётах. Хотя на 747-ом я не летал уже около девяти лет. Вообще, да, так я сюда и попал. Когда мне был 21 год я работал за штурвалом на частном реактивном самолёте. Там был один пилот, который тогда занимался высшим пилотажем, который спросил смогу ли я выровнить бизнес-джет с боссом на борту, если он вдруг перевернётся в воздухе. Так мне оплатили тренировки по аэробатике, я начал заниматься и вошёл во вкус. Когда я летел на спортивном самолёте вниз головой, я понял, что это самая крутая вещь на свете! Я только и думал как летать вверх дном, выполнять различные фигуры. Я больше не мог думать об обычном прямолинейном полёте. Однако мне всё ещё приходится заниматься этим, чтобы заработать на жизнь, но это именно то, что привело меня к мировым чемпионатам. Это то, что привело меня в Red Bull Air Race.
Беседовал Тимур Галиев
Фото: Игорь Галиев