САХАЛИН – КУНАШИР, часть 2: краеведческий музей, останец Лягушка, Корсаков

13-го с утра Михаил Андреевич отвез нас в парк имени Гагарина. Там местные «моржи» организовали свою купель. Мы прогулялись по парку, искупались в горной речке, сфотографировались со скульптурой моржа, около шхуны «Санта Мария», полюбовались прекрасными детскими площадками, обилием зелени, кустарников, цветов и деревьев. И направились в краеведческий музей.

Мы попали туда очень удачно: нынешний год – дважды юбилейный. 120 лет краеведческому музею и 150 лет его основателю – знаменитому русскому этнографу Брониславу Пилсудскому. В этот день в музее было театрализованное представление о Пилсудском, его знакомстве с коренными жителями острова айнами, нивхами, ороками. Повествование вводило нас в жизнь айнов: с их обычаями, буднями и праздниками. Мы даже поиграли на айнском музыкальном инструменте – березе, без которого не обходился ни один главный праздник этого народа – праздник медведя. Айны почитали медведя как божественное существо.

Экспозиция музея начинается под открытым небом: орудия начала прошлого века, японский танк, уникальные деревья и кустарники, здания и сооружения, летнее и зимнее жилища айнов и нивхов. Даже вагон-тюрьма, демонстрирующий тот период жизни острова, когда он был местом ссылки каторжников.

Не менее увлекательны и внутренние экспозиции: этнографические, археологические, геологические, ботанические, зоологические. С некоторыми из них нас познакомила старший научный сотрудник Института морской геологии и геофизики ДВО РАН, кандидат биологических наук Надежда Сабирова – участница ежегодных экспедиций по Курильским островам. Она заинтересовалась нашей группой, а мы, поняв, что Надежда Дмитриевна – источник супер-знаний, расспрашивали её обо всём, особенно о Кунашире, куда нам предстояло отправиться в ближайшие дни. Наше любопытство было удовлетворено исчерпывающе полно. Так мы узнали, что Курильских островов по разным данным насчитывается 56-59, а может и больше. И протянулись они от Камчатки до Японии. В зависимости от их расположения там меняется флора и фауна.

Кроме того, это был первый день, когда начали демонстрироваться этнографические экспонаты Санкт-Петербургской кунсткамеры, рассказывающие о жизни коренных народов этих мест. Даже местные жители на многие предметы одежды смотрели с удивлением. Этих образцов сегодня уже нет в их жизни.

Очень интересна история освоения этого края. Здесь побывали и японцы, и китайцы, и французы, и, конечно, русские. Можно было проследить, как рисовались карты островов. А 540 миллионов лет назад на глобусе этих территорий совсем не было…

Более четырех часов бродили мы по залам музея, наполняясь все новыми и новыми впечатлениями. А вечером нас ждала уникальная встреча с Ольгой Шестаковой – инженером пресс-службы института морской геологии и геофизики. Вот она-то в полном объеме проинструктировала нас, что такое Кунашир и главное – вожделенный вулкан Тятя. Очень трезво оценила нашу готовность, вернее – неготовность к походам по кунаширским вулканам, фумаролам, скалам, речкам и медвежьим тропам. Поэтому Михаил Андреевич сразу кинулся искать нам резиновые сапоги (без них там делать нечего!), а мы на утро поехали в магазин «Медведь» покупать фальшфейеры, чтобы отпугивать медведей. Затем с добрейшим Михаилом Андреевичем – нашим ангелом-хранителем – отправились на знаменитый и таинственный останец Лягушка. У древних айнов, коренных жителей Сахалина, это место считалось святилищем и почиталось как Храм Мудрости.

Сахалинцы любят свой остров: весь маршрут очень красочно оформлен с оживлением всех персонажей: Поляны, Деревьев, Солнца, речки Горянки Айички – Богини Мудрости, Поляны Желаний, где расположились три Камня – Вопросов, Ответов и Желаний. Через речку переброшен уникальный деревянный мостик. А далее почти отвесный подъём. Хорошо, что местами есть перила – натянутые верёвки. Поднимаемся легко и быстро.

И вот он – сказочный вид сверху. Справа – живописное сочного темно-зеленого цвета ущелье. И я понимаю, почему у японцев множество названий оттенков всех цветов. А слева видно море и Южно-Сахалинск. Посидели у Лягушки на спине, я – даже на языке. Подышали аурой этих мест, загадали желания. По совету Михаила Андреевича подзарядились салом с хлебом и луковицей. Неожиданно к нам присоединились пять девушек из Корсакова. Это Лягушка объединила молодость и зрелость.

Спуск всегда проходит быстрее. И вот мы уже купаемся в прохладных водах речки Айички, наполнялась энергией, исцеляясь и омолаживаясь…

В этот день Михаил Андреевич свозил нас еще на Охотское море. Некоторые считают, что это уже Тихий океан. В каком-то роде это действительно так. На берегу нас ждала удивительная большая собака, как будто хозяйка этих мест. Море завораживает, успокаивает и манит своей безбрежностью, шумом прибоя, пенистой волной. Хочется бесконечно наблюдать эту картину, сливаясь с ней воедино…

На обратном пути купили краба, предварительно устроив с другими крабами фотосессию. В городе Асия Анасовна и Михаил Егорович заглянули в больницу, где навестили давнего знакомого Землянова Василия Ивановича Писарева – руководителя сахалинских моржей. Вечером к нам в гости пришел еще один сахалинский морж Валерий Кучинский. В прошлом году они вместе с Земляновым и Кухаркиным были в Китае. Вспоминали, говорили о заплывах в честь Дня Победы, которые проводятся на Сахалине 2 сентября. Они уже стали международными, так как в этом году в них участвовали представители Китая, США, Японии, Кореи, а также Дальнего Востока, Якутии. Обсудив общие проблемы, договорились, что завтра Кучинский повезет нас на море и покажет порт Корсаков.

И вот еще один удивительный день на сахалинской земле – поездка в Корсаков. Сразу же забрались повыше, чтобы сверху увидеть панораму порта. Рядом с нами уносился стелой ввысь знаменитый памятник «Плач корейца», открытый в 2007 году. Так через много лет была увековечена память о брошенных на произвол судьбы жителях Кореи, которые умерли здесь от голода, так и не дождавшись парохода с родины, чтобы после окончания Второй мировой вернуться домой. Именно на этом месте они вглядывались в морскую даль, мечтая увидеть заветный пароход…

Две войны: русско-японская (1904-05 г.) и Вторая мировая – переплелись в истории этого края, что можно проследить по памятникам, установленным в различных местах города. Памятник крейсеру «Новик» рассказывает о подвиге команды, которая затопила судно, лишь бы оно не досталось врагу, когда на нем не осталось боеприпасов, а сам крейсер получил повреждение.

Проходя мимо расположения пограничников, в открытую дверь увидели самую настоящую рынду, оповещающую гарнизон в важных сборах.

А потом снова была поездка на Охотское море, но уже в сторону Татарского пролива. Море в этот день было удивительно тихим и спокойным – отлив. И только нерпа, помахивая нам хвостиком, покачивались невдалеке от берега на прибрежной волне.

Вернулись в Южно-Сахалинск через авто-рынок, причем необычный. Сюда из Японии доставляются распиленные пополам японские автомобили – на запчасти. Ведь весь Сахалин ездит на праворульных японских и корейских авто. На этом рынке можно приобрести все необходимое для своих автомобилей. Затем побывали на рыбном рынке, прицениваясь к рыбному изобилию Сахалина. Даже названия всех рыб не запомнишь: кижуч, навага, чавыча, корюшка, кета, горбуша. Хорошо, что дают попробовать. Вот и мы напробовались…

Вечер этого дня мы посвятили кинофестивалю, посмотрев фильм о Сахалине, его людях, о проблемах, которые требуют своего решения…

17-го мы встали рано. Сегодня в 10 часов в корсаковском порту начинается регистрация на теплоход Игорь Фархутдинов, который увезет нас на Кунашир. Хорошо, что Ольга Шестакова нашла нам человека, который на Кунашире нас встретит и будет нашим гидом по Южно-Курильску и острову. А Михаил Андреевич с Еленой Георгиевной провожали нас, как своих дорогих родственников…

После всех необходимых процедур мы на корабле, в своей каюте. Теплоход отходил от пристани под «Прощание славянки». Комок в горле, в носу и глазах подозрительно защекотало: растрогались не только мы. Корабль очень большой: с библиотекой, кинозалом, кафе и баром. Мы сразу же занялись изучением всех закоулков, чтобы с интересом наблюдать за нашим путешествием. Ведь ситуация за бортом менялась постоянно: волна с морской пеной, убегающая от корабля, чайки, загадочные очертания сопок. С одной стороны борта – холодный ветер, а с другой – теплое солнце, хоть загорай. Некоторые, расположившись на полу, так и делали, или просто спали.

На Сахалине в расписание пароходов и самолетов зачастую вносит коррективы погода. Поэтому местные жители уточняют время отправления пассажирского транспорта по телефонам справочных. Наш теплоход должен был побывать на трех островах: Кунашир, Шикотан и Итуруп. Но никто не мог нам сказать, на какой остров прибудем сначала. Все зависит от погоды в районе островов. И вот зашедшая к нам в каюту сотрудница провела инструктаж по технике безопасности и объявила, что первым будет Кунашир, куда мы придем завтра в 9 утра. А это значит 21 час хода от Корсакова. Причем, уже начинаем ощущать качку. В коридоре от стенки к стенке кидает ощутимо и потому весело. Но не всем, у некоторых началась морская болезнь. Хорошо, что администрация снабжает всех таблетками от укачивания. Помогает…

Ночь выдалась полнолунной и звездной. С одной стороны – широкая лунная дорожка, и светло как днем. А с другой – Большая Медведица ручку своего ковша купает в море. Заметно потеплело. Знающие местные жители пояснили, что это влияние теплого течения Сио. Забрезжил рассвет. Незаметно для меня появился Кунашир. Все высыпали на правую палубу – именно с правой стороны был наш вожделенный остров. Кто-то увидел дельфина. А потом целая стая дельфинов сопровождала нас почти до Южно-Курильска. Один из туристов что-то рассказывал, показывая на возвышающуюся на острове гору. Мы подошли. Оказывается, он рассказывал про вулкан Тятя, на котором он не раз бывал. Но в этом году не получится, отметил он. На вопрос: почему? объяснил, что прошедший в июне тайфун завалил все подъездные пути к Тяте. И теперь к нему можно добраться только на вертолете или по воде. И тот, и другой способы очень дорогие. Да еще неизвестно, есть тропа и на склонах, чтобы подняться до вершины. Там Михаил Егорович вынужден был исключить из наших планов восхождение на Тятю. Но пока шли мимо, мы любовались величием этого природного создания, его удивительно красивой вершиной, находящейся в чаше вулкана…

Продолжение здесь […]

Автор: Анастасия Вакатова
Фото: Асия Каримова

Exit mobile version